«Грузия осталась практически в изоляции»
Специальный репортаж Юрия Мацарского
Из-за внезапной отставки премьера Ираклия Гарибашвили Грузия может встретить Новый год без главы правительства. Правда, на политической жизни страны это вряд ли заметно скажется, считает обозреватель «Коммесантъ FM» Юрий Мацарский.
Два года возглавлявший правительство Ираклий Гарибашвили покинул пост, можно сказать, внезапно. Он объявил о своей отставке в прямом эфире одного из грузинских телеканалов, не объяснив при этом причин такого решения. Единственное, что Гарибашвили добавил к известию об уходе, так это заявление о том, что даже без кресла он остается «верным солдатом страны». По словам профессора тбилисского Государственного университета имени Ильи Чавчавадзе Олега Панфилова, к Гарибашвили накопилось немало претензий, касающихся как экономической политики возглавляемого им кабинета, так и внешнеполитической ориентации Грузии, привыкшей за время правления Саакашвили к повышенному вниманию мирового сообщества.
«Грузия практически осталась в изоляции, и, в отличие от предыдущего правительства, в Грузию уже почти никто из ведущих лидеров мировых стран уже не приезжает. Непонятная ситуация складывалась и с Россией: все эти странные заявления о том, что Россию не нужно раздражать, Россия — навеки наш северный сосед и прочее, и прочее,— это еще было связано с непонятным статусом Абхазии и Южной Осетии. Были заявления о том, что мы должны дружить с абхазами и южными осетинами, но ничего не говорилось о том, что обе эти грузинские территории до сих пор оккупированы российскими войсками», — напомнил Панфилов.
Грузинский политолог Гела Васадзе считает, что причина отставки Гарибашвили кроется не в экономических проблемах страны и не в неопределенности статуса Абхазии и Южной Осетии, независимость которых Тбилиси не признает. Скорее, отставку могли приблизить коррупционные скандалы, в которых замешаны близкие к Ираклию Гарибашвили люди и подковерные конфликты в партии «Грузинская мечта», членом которой является уже экс-премьер. Но только приблизить, а вовсе не стать решающими факторами. Главной же причиной, вынудившей премьера покинуть свой пост, по мнению эксперта, стало желание «серого кардинала» грузинской политики Бидзины Иванишвили попробовать кого-то другого в роли главы правительства.
«Гарибашвили, хоть он и был премьер-министром, никак не мог все решать. Более того, у нас есть хорошо известная истина, не оспариваемая даже сторонниками "Грузинской мечты", — все решает неформальный лидер "Грузинской мечты", который сегодня не занимает никаких должностей, — это Бидзина Иванишвили. Почему сейчас судить достаточно сложно? Потому что когда страна находится под неформальным управлением одного человека, просто-напросто он может проснуться с утра, и ему может прийти в голову мысль, что вот сейчас я его снимаю», — пояснил Васадзе «Коммерсантъ FM».
По закону у президента Георгия Маргвелашвили есть семь дней для представления кандидатуры нового премьера. После этого ее должен утвердить парламент, большинство мест в котором — 85 из 150 — занимает «Грузинская мечта» того самого «серого кардинала» Иванишвили. Так что, говорит профессор кафедры мировой политики и международных отношений Российского государственного гуманитарного университета Марине Деметрадзе, любой новый премьер, скорее всего, будет лишь послушным исполнителем воли формально не вовлеченного в политическую жизнь страны олигарха. При всех очевидных минусах «марионеточного», по определению Деметрадзе, правительства, у него, с точки зрения Москвы, есть и плюсы. В частности, ни Иванишвили, ни сформированному с его негласного согласия кабинету, скорее всего, не будет никакого дела до российско-грузинских отношений. И в этой ситуации именно Москва сможет определять условия диалога с Тбилиси.
«Здесь Россия должна проявить определенную осторожность: не надо слишком навязывать, что не Запад, а мы такие хорошие, а Запад плохой. Это не надо лоббировать, потому что тогда это вызывает немножко определенные подозрения, есть недоверие. Это все есть, потому что, к сожалению, после распада Советского Союза накопились как положительные, так и множество отрицательных моментов в этой истории. Поэтому чтобы не вызвать отторжение, здесь надо проявить очень большую осторожность. Открыть границы, а не закрыть — этому ни в коем случае нельзя препятствовать, это прежде всего в интересах России и, естественно, народа Грузии. Они тяготеют к России», — уверена Деметрадзе.
В день отставки Гарибашвили, правда, еще до этого события, российский МИД сообщил об облегчении получения виз для граждан Грузии. Это решение ведомство объяснило нормализацией российско-грузинских отношений. Более того, в будущем дипломаты не исключают и полную отмену виз для грузин, въезжающих в Россию. И отставка Гарибашвили не привела к перемене мнения в российском внешнеполитическом ведомстве: там по-прежнему считают возможным отмену виз для граждан Грузии уже в следующем году.