«Цена ошибки оказалась действительно высока»
Российско-турецкий договор о взаимной правовой помощи будет расторгнут
Россия готовится разорвать договор о правовой помощи с Турцией. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Его поддержали Министерство иностранных дел, Следственный комитет и Генпрокуратура. Договор о взаимной правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам действует с 1997 года. Среди прочего, он предусматривает выдачу подозреваемых в уголовных преступлениях. Возможность экстрадиции из Турции сохранится, но розыск преступников сильно усложнится, считает председатель Московской коллегии адвокатов «Шеметов и партнеры» Максим Шеметов.
«В первую очередь стоит отметить, что договор о взаимодействии по уголовным, гражданским, административным и иным делам — это не единственный международный акт, который предусматривает возможность взаимодействия правоохранительных структур различных стран. Вопрос экстрадиции регламентирован несколько иными документами, в частности, европейской конвенцией о взаимовыдаче обвиняемых в совершении преступлений. Поэтому, что касается выдачи, ситуация абсолютно не изменится. Другой вопрос, что прерываются определенные связи по взаимодействию правоохранительных структур, в частности, международных запросов, возможно, получению каких-то сведений», — отметил Шеметов.
После того, как в конце ноября турецкие истребители сбили российский бомбардировщик, власти ввели против Анкары санкции. Они включают в себя эмбарго на ввоз ряда товаров. Такая политика наносит урон обеим сторонам, отметил политолог, генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.
«Все эти проекты, которые сейчас приостанавливаются, — взаимная торговля, строительство АЭС, наверное, еще много всего, о чем мы с вами не знаем, — это было желание России как-то подтянуть к себе Турцию и использовать ее как слабое звено, чтобы каким-то образом влиять на политику НАТО. Ошибка дорого обходится, а тут цена ошибки действительно оказалась высока, поскольку ладно там овощи-фрукты из Турции мы не будем получать, но ограничивается текстиль», — пояснил Хомяков.
Помимо введения санкций, Россия приостановила сотрудничество с Турцией по ряду направлений. Были прекращены контакты по военной линии, Минкульт отказался от проведения года культуры Турции в России. Улучшение отношений будет невозможно, пока лидеров двух стран не помирит достаточно авторитетная третья сторона, считает ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Ирина Кобринская.
«То, что случилось, — это, в общем, человеческий фактор. В ситуации, когда кризис, когда конфликт, его эффект оказывается существенно страшней и масштабнее, чем в нормальной ситуации. То, что происходит сейчас, — это война нервов. Эрдоган не хочет уступать, Путин оскорблен. То, что Путин не будет уступать, — это точно, это абсолютно его характер. Эрдоган никак не может найти такую форму, чтобы немножко — как бы вроде и да, но сохранить лицо. Мне кажется, что здесь просто должно быть какое-то очень серьезное, солидное внешнее вмешательство, люди с мировым непререкаемым авторитетом — таких людей, на самом деле, очень мало», — уверена Кобринская.
Санкции против Турции включают в себя отмену безвизового режима с 1 января. Однако Анкара на аналогичные меры пока не пошла.