«Россию ожидает существенный спад перевозок»

Правительство снизило НДС на дальние маршруты

НДС на пассажирские перевозки снизился до 10%. Такой закон вступил в силу с начала года. Однако сокращение налоговой нагрузки коснется только дальних направлений. Льгота будет действовать до конца 2017 года. Ставка налога на добавленную стоимость для остальных сфер остается на уровне 18%. Владимир Путин призывал снизить НДС еще в начале прошлого года. Позднее с этой же просьбой в Минтранс обратились представители РЖД. Ведомство разработало законопроект. Новая схема налогообложения сделает тарифы на перевозки более гибкими, отметил глава компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Фото: Кирилл Кухмарь, Коммерсантъ

«Снижение НДС с 18% до 10% действительно способно обеспечить РЖД несколько больший уровень гибкости в установлении тарифов. Это абсолютно не значит, что лобовым образом тарифы снизятся ровно на эти дополнительные какие-то 8% — скорее, на каких-то направлениях эти тарифы могут, допустим, остаться без изменений, а где-то снижение может составить 15%, например. То есть фактически это дает РЖД дополнительный и достаточно мощный инструментарий конкуренции с авиационным транспортом», — полагает Бурмистров.

Глава РЖД Олег Белозеров заявил, что после снижения ставки НДС РЖД сможет сэкономить 10 млрд руб. По подсчетам компании, на эту сумму можно купить более 180 новых вагонов, половина из которых двухэтажные. При этом конкурентоспособность железнодорожных перевозок не повысится, уверен глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.

«В любом случае я не уверен, что это скажется на цене билета. Что касается конкуренции с авиацией, проблема не в железной дороге как таковой, а на сегодняшний день просто проблема в том, что люди вообще меньше путешествуют и уж тем более меньше путешествуют поездом, потому что на поезде удобно путешествовать только из Питера в Москву, условно говоря, одна ночевка, а все остальные путешествия достаточно тяжелые для людей», — пояснил Безбородов «Коммерсантъ FM».

По данным РЖД, с января по ноябрь прошлого года компания перевезла только 90 млн пассажиров. Падение показателя в годовом отношении составило более 5%. В следующем году сокращение перевозок продолжится, отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

«Нас ожидает существенный спад перевозок. Он связан как с общим уровнем падения реальной заработной платы, так и с тем, что перевозчики, независимо от вида транспорта и названия компании, вынуждены будут как-то реагировать на конъюнктуру рынка, хотя бы на энергоносители. На это законодатели реагируют вполне разумно, уменьшая налоговую нагрузку. В реальности на этот позитив — снижение налоговой нагрузки — немедленно наложится множество всяких негативов, связанных с увеличением затрат перевозчика», — опасается Блинкин.

Весной 2015 года Владимир Путин подписал закон, который устанавливает нулевую ставку НДС на пригородные железнодорожные перевозки. Эта мера будет действовать до конца наступившего года.

Георгий Устинов

Вся лента