Губернаторы получат оценки за борьбу с СО2
Но не деньги на экологические программы
До конца года Минэкономики сделает углеродоемкость ВРП одним из показателей эффективности региональных властей. В следующем году Минприроды может потребовать от регионов обязательной отчетности по выбросам парниковых газов (пока она добровольна). По данным опросов большая часть регионов может оказаться не готова к требованиям ведомств – учет выбросов нерегулярно ведется лишь в 10 регионах, а средства на меры климатической политики не заложены ни в одном региональном бюджете. Одна из причин – отсутствие федерального финансирования: так, средства на поддержку региональных программ энергоэффективности, отмененные в 2015 году, не появятся и в следующем.
Как сообщил на встрече, посвященной результатам парижской климатической конференции ООН, проходившей на минувшей неделе в «Деловой России», начальник отдела энергоэффективности и экологии Минэкономики Владимир Максимов, до конца года его ведомство сделает показатель углеродоемкости регионального ВВП одним из индикаторов KPI губернаторов. Предполагается, что главы регионов смогут выбрать его в качестве добровольного показателя для оценки эффективности своей деятельности. Одновременно с этим замглавы департамента регулирования в сфере водных ресурсов и гидрометеорологии Минприроды Лариса Корепанова также заявила на мероприятии, что в середине 2016 года ведомство рассмотрит возможность «императивно требовать осуществлять в обязательном порядке кадастровый учет и отчетность по выбросам парниковых газов». Напомним, что в настоящее время отчетность регионов по выбросам парниковых газов и мерах по низкоуглеродному развитию осуществляется на добровольной основе — в соответствие с методикой, утвержденной Минприроды в марте 2015 года. Вместе с этим, как уже сообщал «Ъ», на фоне утверждения РФ нового Парижского соглашения, ряд национальных документов, регулирующих действия федеральных ведомств, региональных властей и предприятий, будет скорректирован. Как подтвердила на мероприятии в "Деловой России" госпожа Корепанова, речь идет в частности о Климатической доктрине и о Плане выполнения указа Президента по снижению выбросов парниковых газов на 25-30% к 2020 году от уровня 1990 года. В частности, по словам представительницы ведомства, почти все пункты реализации плана, ответственными за которые был назначен Минрегион, оказались невыполненными из-за ликвидации министерства.
Тем временем на днях общественная организация Российский социально-экологический союз представила собственный анализ региональных климатических программ, направив его результаты и в Минприроды. При опросе в субъектах РФ о ходе реализации Климатической доктрины (на вопросы которого ответили только 65 регионов) выяснилось, что пока региональные власти демонстрируют довольно низкую готовность к потенциальному ужесточению отчетности. «Пока нет требований, у регионов нет даже понимания, что такое климатические действия – хорошо бы, чтобы одновременно с новыми обязательствами или даже раньше появились разъясняющие методические документы в помощь региональным правительствам», считает Ольга Сенова из РСОЭС.
Так, нерегулярная инвентаризация выбросов осуществляется лишь в десяти российских регионах (среди прочих, в Свердловской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Немецком автономном округе). Три региона (Кировская, Сахалинская и Ярославская области) планируют провести инвентаризацию в ближайшее время. Москва также ведет учет выбросов парниковых газов и является единственным регионом, работающим по международным стандартам проекта Carbon Disclosure Project. Ряд регионов разработали климатические стратегии устойчивого или низкоуглеродного развития — республика Тыва, регионы Баренцева моря (в рамках международного проекта, куда также входят север Финляндии, Норвегии и пять российских субъектов – Мурманская, Архангельская области, республики Коми и Карелия, Ямало-немецкий автономный округ).
Многие регионы в качестве реализации климатических мер отчитываются программами газификации, переводом автомобилей и сельзохтранспорта на газ, поддержкой целевых программ для малого и среднего бизнеса по внедрению энергосберегающих технологий, развитием возобновляемых источников энергии (республика Алтай, Белгородская область, Сахалинская область, Красноярский край). Санкт-Петербург находится в процессе разработки стратегии адаптации городского хозяйства к климатическим изменениям. «За редким исключением, регионы ждут сигнала сверху и ничего не делают – так, ни в одном региональном бюджете на следующий год не заложены средства на инвентаризацию или прогнозирование выбросов парниковых газов, а также разработку концепций их снижения», прокомментировал Ъ Георгий Сафонов из ВШЭ. «Как показывает более детальный анализ, то что отдельные регионы выдают за разработанные стратегии сокращения выбросов, на поверку оказывается бюрократической отпиской», полагает председатель отраслевого отделения «Деловой России» по развитию бизнеса в сфере экологии Юрий Федоров, также занимающийся региональными климатическими программами.
Одной из основных проблем в реализации Климатической доктрины для регионов, по данным опроса РСОЭС, является отсутствие финансирования, а также недостаток компетенции региональных органов и разрозненность между государственными органами и структурами. Впрочем, федерального финансирования регионам ждать не приходиться. Напомним, что в конце 2014 года господдержка программ энергоэффективности в регионах (составлявшая ранее порядка 5-7 млрд руб в год) была сведена к нулю. Подписанная премьер-министром Дмитрием Медведевым новая редакция госпрограммы по энергоэффективности на 2016 год также не предполагает выделения средств на региональные программы энергоэффективности – пока по планам они восстанавливаются, начиная с 2018 года, однако эксперты не исключают, что и тогда средства могут быть оперативно перенаправлены на другие цели.