Роскошная экономия
Кирилл Журенков — о том, что показывает и предсказывает автосалон в Детройте
Открывшийся 11 января автосалон в Детройте — первое большое автомобильное событие года, по которому можно судить о ближайшем будущем индустрии. Но для разных стран оно видится совершенно по-разному
— Никто в 2015 году не пережил такого падения, как Россия,— констатирует президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Владимир Моженков.— Год назад мы планировали, что продадим 1,8-1,9 млн машин, а продали 1,6 млн. Если бы не господдержка, рынок упал бы и вовсе до 1,2-1,3 млн.
Обвалилась Бразилия, замедлились Индия с Китаем, который, впрочем, пока сохраняет первое место по количеству продаваемых машин. Но в ценовом измерении безоговорочно лидируют США. Американский рынок, похоже, оправился от кризиса: в 2015-м в Штатах было продано почти 17,5 млн машин.
— Семь лет назад объем продаж автомобилей опустился до самой низкой отметки за 27 лет. В прошлом году он оказался рекордным за всю историю,— гордо заявил приехавший в Детройт на открытие автосалона Барак Обама.
Гибридные войны
Нефть дешевая, Америка и Европа на подъеме. На этом фоне не удивляет явный перекос в сторону роскошных авто. Среди главных премьер Детройта новый Mercedes-Benz E-Class и его прямой конкурент — седан Volvo S90, Lincoln Continental, свежие модели Lexus и Porsche. Новинками из массового сегмента автосалон не порадовал. Тут разве что обновленные Chevrolet Cruze и Ford Fusion.
Но даже роскошь, если приглядеться, нынче в моде не самая расточительная. И Volvo S90, и Mercedes E-Class уже с первого дня продаж будут доступны в модификации "подключаемого гибрида", который фактически может работать в режиме чистого электромобиля. Разработчики нового Porsche 911 тоже обещают со временем гибридную версию. А автоматическая коробка передач Lexus LC500 имеет аж 10 скоростей — опять же соображения экономии.
— Это не новость. Тот же Audi A8 тоже давно продается в гибридном варианте,— рассказывает Владимир Моженков.— Автомобили растут в цене, остается экономить на топливе. Думаю, что тренд на экономию — это навсегда. И даже нынешнее падение цен на нефть тут не сыграет особой роли.
Да, нефть дешевеет. Но на смену экономическим ограничениям приходят ограничения политические. В США принята жесткая программа, требующая от автопроизводителей каждый год планомерно снижать расход бензина на сотню миль. В Европе утвержден стандарт Евро-6, ограничивающий выбросы не только вредных веществ, но и углекислого газа на километр пути. Фактически это очередное требование по экономии топлива.
Члены же Международного альянса транспорта с нулевыми выбросами, а это на сегодняшний день Германия, Великобритания, Голландия, Норвегия, провинция Квебек и несколько штатов США, планируют и вовсе отказаться от бензиновых и дизельных машин к 2050 году.
В этой ситуации, конечно, остро встает вопрос массового электромобиля. Сейчас имеются две крайности. Либо довольно дорогие машины с серьезным запасом хода, вроде Tesla Model X. Либо наоборот, сравнительно дешевые, как крошечная Mitsubishi i-MiEV, на которой дальше 120 км не уедешь. Золотой серединой может стать еще одна премьера Детройта — электромобиль Chevrolet Bolt. Обещают, что эта машина сможет проехать 320 км на одной подзарядке и обойдется покупателям в 30 тысяч долларов. В той же ценовой категории с ней поборется и новая Tesla.
В конкуренцию с электромобилями со временем вступят и машины на водородных топливных элементах. Раньше прототип серийного автомобиля с такой силовой установкой демонстрировала Toyota. В Детройте свой вариант представила и Audi, пока в виде концепта. Обещают, что Audi h-tron quattro одной зарядки будет хватать на 600 км.
Кроме того, предполагается, что машина станет еще и автономной. Автопилот новой Audi будет использовать для ориентации камеры, лазеры, радар и ультразвуковые сенсоры.
Вопросы автономии
Беспилотные автомобили — еще один тренд, который так или иначе всплывает на любом серьезном международном салоне. В Детройте новое слово сказали представители Ford, объявившие о начале зимних испытаний своих автономных машин, в том числе в снегопад, в условиях плохой видимости.
А пока разработчики спорят о полноценных беспилотниках, половинчатые решения уже вовсю внедряются. Так, Volvo S90 в базовой комплектации оснащен полуавтономной системой управления. На скорости до 130 км/ч машина может поворачивать без участия водителя, тормозить и даже держать полосу при условии четкой разметки. Похожая система заявлена и у нового Mercedes-Benz E-Class. Причем тут обещано автономное управление на скорости до 210 км/ч. Определенная степень автономности, кажется, становится правилом для дорогих машин.
— На мой взгляд,— это больше дань моде, попытка привлечь дополнительное внимание,— рассуждает Владимир Моженков.— Тут два основных аспекта. Во-первых, статус беспилотных машин не определен законодательно. Во-вторых, управление машиной — это прежде всего большое удовольствие. Многие люди не готовы его лишиться.
Впрочем, от российского авторынка все это пока очень далеко. И не только потому, что разметка многих наших дорог вряд ли подойдет для беспилотного режима нового Volvo, но и по чисто экономическим причинам.
— Созданная в РФ за нулевые годы отрасль по сборке иномарок сейчас в значительной мере простаивает,— объясняет Владимир Моженков.— У заводов с глубокой локализацией производства, таких как УАЗ, АвтоВАЗ и Группа ГАЗ, окно возможностей больше. Конечно, те, кто сейчас выживет, после кризиса рванут вперед. Но для этого надо сначала выжить.