Россию ждет слабая экономика, конфликты в Кремле и усиление спецслужб
Американские аналитики в Stratfor составили геополитический прогноз на 2016 год
Американская аналитическая компания Stratfor представила свой прогноз развития геополитической ситуации в разных регионах мира в 2016 году. Stratfor считает, что ключевыми направлениями станет борьба Запада с радикальным исламизмом, в том числе с ИГ, ситуация вокруг Сирии и Турции, влияние дешевеющей нефти на мировую политику, возвращение Ирана на мировой рынок нефти, а также Китай, которому необходимо сохранять свое влияние на фоне замедляющейся экономики. Главные прогнозы для России — слабые экономические перспективы, растущие угрозы со стороны исламизма и попытки российских силовиков использовать эти угрозы для расширения своих полномочий внутри и за пределами страны.
В первую очередь аналитики Stratfor уделяют внимание продолжающейся угрозе со стороны радикального исламизма, в том числе борьбе против ИГ, и участию Турции в этой борьбе. От нее эксперты Stratfor ждут не только военного усиления на сирийском фронте, но и контроля за экспансией курдов, а также продолжения напряженных отношений со своими старыми соперниками — Ираном и Россией. Stratfor отмечает, что Россия не хочет конфронтации с Турцией, однако этого вряд ли удастся избежать по мере того, как Россия активизирует свои действия на сирийском фронте. Впрочем, борьба с «Исламским государством» будет лишь частью российской политики в Сирии. Россия будет пытаться найти компромисс с США и замедлить рост их влияния на постсоветском пространстве. В свою очередь США будут готовы идти на переговоры по тактическим вопросам, но не будут поддаваться на попытки Москвы использовать борьбу с терроризмом как рычаг давления по другим вопросам.
По мере сохранения угрозы со стороны радикальных исламистов в Европе эксперты Stratfor ждут роста антиисламских настроений, что может привести к росту влияния правых партий на выборах в Германии и Франции. Предстоящие выборы должны стать проверкой политики правящих партий и показать, насколько они готовы отстаивать свои позиции среди избирателей.
Важное влияние на геополитическую ситуацию продолжат оказывать низкие цены на нефть, а выход на рынок иранской нефти компенсирует снижение добычи нефти в США. При этом Саудовская Аравия будет готова идти на изменение своей политики в области добычи нефти только после того, как убедится в том, какое влияние окажет на рынок выход иранской нефти.
В Азии Stratfor обращает особое внимание на Китай, чьи власти столкнулись с замедлением роста экономики и теперь вынуждены пересматривать свою политику. От китайской политики эксперты ждут продолжения постепенной либерализации финансового рынка и смягчения административного давления на бизнес. Это может помочь властям минимизировать социальное недовольство от замедления экономики. Но несмотря на проблемы в экономике Китай вряд ли замедлит свою экспансию в регионе, причем не только в военной, но и в торговой областях.
Говоря о России, эксперты Stratfor считают, что ситуация будет во многом зависеть от способности правительства решать экономические проблемы, поскольку они «скорее всего приведут к росту протестных настроений. Кремль не будет сильно препятствовать незначительным протестам экономического характера, однако будет сопротивляться любым крупным и организованным акциям протеста, которые будут носить антиправительственный характер». Аналитики считают, что усиление риторики правительства, направленной против ИГ, может вызвать подъем ультранационалистического движения, а это скорее всего выльется в преследования мигрантов со стороны националистов. При этом Stratfor считает, что «угрозы от ИГ и других исламистских группировок ФСБ попытается использовать для расширения своих полномочий внутри и за пределами России». Говоря о политической ситуации эксперты считают, что «в преддверии сентябрьских парламентских выборов Кремль, скорее всего, попытается оказать давление на оппозицию и ее лидеров». Кроме того, «борьба внутри кремлевской элиты в 2016 году усилится. Основными пунктами противоречий станут вопросы получения государственной помощи, энергетической политики, в том числе приватизации “Роснефти” и возможного прекращения монополии “Газпрома” на газовые трубопроводы. Разногласия будут возникать и по вопросам, связанным с Украиной, Сирией, а также распределением полномочий и финансовых потоков среди различных группировок среди военных и представителей спецслужб».
Применительно к Украине аналитики Stratfor ждут того, что радикальные и националистические силы в стране будут мешать правительству активнее вести политический диалог с сепаратистами, в результате чего Донецк и Луганск останутся за пределами политического контроля со стороны Киева. Однако в течение года некоторые экономические связи между этими регионами и Киевом все-таки будут восстановлены. Болезненные экономические меры по сокращению бюджетных расходов, а также медленные темпы законодательной и судебной реформы скорее всего приведут к значительным политическим перестановкам в правительстве и, возможно, к отставке Арсения Яценюка, в то время как прозападный курс Петра Порошенко останется неизменным. Экономика в следующем году должна начать постепенное восстановление, однако протесты будут продолжаться на фоне высокой инфляции и безработицы.