«Для Кудрина важно, с какими полномочиями он вернется»
Экс-министру финансов готовят новое кресло
По данным трeх источников агентства Bloomberg, Владимир Путин и Дмитрий Медведев ведут переговоры с Алексеем Кудриным. Планируется, что он займется борьбой с экономическим кризисом. Среди возможных должностей называются пост первого замглавы администрации президента, а также пост первого вице-премьера. Экс-министр экономики России Андрей Нечаев ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Петра Косенко.
— Скажите, пожалуйста, я так понимаю, что вы сейчас будете выступать в роли некого инсайдера, правильно? Вы общались на эту тему с господином Кудриным?
— Да, я обсуждал эту тему с Алексеем Леонидовичем, но он не уполномочивал меня делать какие-то заявления и давать комментарии. Во-первых, начнем с того, что эта тема уже возникала примерно в такой же постановке месяц назад, и тогда, как мы с вами помним, она ничем не закончилась в смысле каких-то практических действий и назначений. Но я могу сказать только относительно общей позиции Кудрина, что для него важно не само кресло, но, безусловно, оно должно быть адекватным.
Для него важно, подо что он может вернуться в исполнительную власть, под какую программу, под какие задачи и с какими полномочиями.
— Давайте попробуем пойти от обратного, скажем так, в Кремле и в Белом доме сейчас заинтересованы в возвращении Алексея Кудрина в том или ином статусе в верхние эшелоны власти?
— Вы знаете, Кремль и Белый дом не единое целое. Внутри Кремля, мы прекрасно с вами знаем, есть разные силы и разные группы, часто конкурирующие между собой. Белый дом и Кремль тоже не демонстрируют абсолютную идиллию в своих взаимоотношениях.
Безусловно, Путин с уважением относится к Кудрину и не раз, не два и публично, и, насколько я знаю, в приватных беседах заявлял о том, что он был бы рад его возвращению не просто в активную политику, а именно в какие-то властные структуры при Путине. Но далеко не уверен, что эта идея приводит в восторг все окружение Владимира Владимировича.
— Если взять за основу информацию о переговорах, можно говорить о том, что сейчас в руководстве стране столкнулись в кризисной ситуации с дефицитом проверенных профессиональных кадров в области управления экономикой?
— Начнем с того, что страна столкнулась с тяжелым кризисом, и руководство страны не может не понимать и этого, и того, что им нужны какие-то достаточно серьезные действия. Хотя далеко не ко всем тем действиям, которые предлагают эксперты, которые предлагает тот же Кудрин и его коллеги по Комитету гражданских инициатив, в который я тоже вхожу, далеко не все они воспринимаются позитивно и президентом, и премьером, и другим их окружением, что тоже совершенно очевидно. И об этом говорят многие, особенно активно эту тему развивает в последнее время Греф. Это, безусловно, кризис государственной системы, вообще системы государственного управления, которая была создана в последние 10 лет. И многие совершенно справедливо, на мой взгляд, говорят о том, что она нуждается, конечно, в кардинальном изменении.
Но если эта идея будет воспринята, не латание дыр, знаете, вот тут мы подмажем, там подчистим, а действительно будет осознана необходимость какого-то кардинального изменения системы управления, под это, наверное, надо брать и других людей. Алексей Леонидович не новый человек во власти, но я имею в виду не тех, кто сейчас принимает решения.
— Скажите, пожалуйста, если господин Кудрин примет предложение, его можно будет воспринимать как некоего универсального кризис-менеджера в этой ситуации?
— Вы знаете, универсальных кризис-менеджеров, наверное, не бывает, хотя мы знаем примеры, когда были личности, с которыми связывают выход, скажем, из Великой депрессии или германское экономическое чудо. Но то, что Алексей Леонидович попытается навести порядок в бюджетном процессе, что при нем наверняка будут сделаны попытки улучшить предпринимательский и инвестиционный климат в России, а, может быть, улучшить и отношения с нашими западными партнерами, я думаю, что это очевидно. Но, наверное, во всех областях гением он быть не может, как и никто другой.
— Андрей Алексеевич, давайте так. Я сейчас последний провокационный вопрос задам, а вы намекните, хорошо? Как вам кажется, когда будет принято решение относительно дальнейшей судьбы господина Кудрина?
— Я думаю, что многое будет зависеть от развития ситуации. Сейчас, как я полагаю, такого решения нет и с той, и с другой стороны. Дальше посмотрим, как будет развиваться ситуация в экономике и как будет развиваться ситуация в мозгах руководителей нашей страны.