«От Эрдогана можно ждать любых глупостей»
Программа «Pro и Contra»
Обострение конфликта между Россией и Турцией в следующем году неизбежно. Такой вывод содержится в докладе американской компании Stratfor. По данным разведывательно-аналитической организации, Турция будет стараться усилить влияние в регионе. Так, Анкара, скорее всего, проведет военную акцию на севере Сирии и нарастит присутствие на севере Ирака. Причем действия Турции будут направлены не только против террористов запрещенной в России организации «Исламское государство», но и против сирийских курдов. И из-за этого противостояние России и Турции может перерасти в конфликт, резюмируют аналитики. Доцент факультета международных отношений СПбГУ Александр Сотниченко и старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский ответили на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Анатолия Кузичева в рамках программы «Pro и Contra».
Александр Сотниченко: «Возможен и вооруженный конфликт. Почему? Турция вложила в сирийскую революцию очень много денег: это и поддержка различных группировок, которые воюют на территории Сирии, это и создание лагерей беженцев на территории Турции, которых нужно поддерживать, кормить их всевозможно и так далее. И все это ради того, чтобы Сирия вошла в зону влияния Турции, чтобы, в конце концов, на территории Сирии был построен мощный газопровод из стран Персидского залива, в частности, Катара.
Вступление России в войну на стороне Башара Асада, по сути, ставит крест на всех планах Турции, и сейчас ситуация висит на волоске, в том узком перешейке, который идет от турецкой границы, от пограничного турецкого пункта Килис к городу Алеппо, который до сих пор еще охраняют эти самые различные террористические формирования. Если Россия и сирийская армия перерезают этот узкий перешеек, то Турция теряет все миллиарды долларов, которые она вложила за последние пять лет. Поэтому я думаю, что они не готовы потерять эти деньги — они пойдут на вооруженное противостояние с Россией».
«Любое противостояние России и Турции друг с другом выгодно исключительно Вашингтону, потому что пока на территории Евразии русские убивают турок, мусульмане убивают мусульман, христиане — христиан, русские — украинцев, украинцы — русских, все это не дает возможности Соединенным Штатам Америки перестать быть единственной сверхдержавой в мире. Поэтому США на словах, о чем уже говорил, в частности, глава Госдепа Керри, выступают против ухудшения отношений между Россией и Турцией, но они у себя там сидят и смотрят, когда же, наконец, это произойдет. Другое дело, что сами они, разумеется, вмешиваться в этот конфликт не будут».
Виктор Надеин-Раевский: «Необходимо иметь российские войска на территории — без этого никакого вооруженного противостояния быть не может. Что возможно? Возможно продолжение попыток Турции установить уже не бесполетную зону — она уже установлена, но не с их стороны, — но так называемую зону безопасности, которую они пробивают последние пару лет. То есть широкую полосу сирийской территории, которая бы полностью контролировалась турецкими войсками и в которой якобы должны бы были размещаться беженцы из других регионов Сирии. Собственно говоря, речь шла об этом. Но американцы, поначалу более или менее благодушно воспринимавшие турецкие идеи, потом от такой поддержки отказались. Мы однозначно заняли позицию непринятия таких идей. От этой позиции мы не только не отказались, но и усилили свое недоверие к турецкой политике».
«Дело в том, что мы действительно имеем дело с политиком, у которого трезвомыслие не является сильной стороной характера и, соответственно, действий. От Эрдогана можно ждать любых глупостей — какой еще политик поставит интересы собственной семьи, семейного бизнеса, выше, чем интересы страны: он поставил нефтяной бизнес сына выше, чем интересы страны. Это не первый случай. Ведь он уже до этого — после 17 декабря 2013 года, когда начались судебные процессы против коррупции, в которой были замешаны его соратники, детишки, включая и его семейку, — сумел же уволить 900 прокуроров по стране, начавших эти преследования, и несколько тысяч полицейских чинов. Ведь он на это пошел, зная, что это явный развал судебной системы и правоохранительных органов! Но он на это пошел так же, как потом пошел и на следующий шаг — уничтожение российского самолета, зная, что это против интересов его страны, но свой же карман гораздо дороже, чем карман Родины».
«В любом случае, это противостояние не в пользу турок, потому что ввод любых войск при отсутствии авиационной поддержки, а оказать ее они не смогут, будет прямым столкновением и прямой постановкой своих военно-воздушных сил под удар российской ПВО. У них выбора не будет, они будут нести потери, и обеспечить наземные операции будут не в состоянии. То есть с военной точки зрения это вариант маловероятный».