«Третейское разбирательство в России получит новый импульс»

Владимир Путин подписал закон о развитии арбитража

Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. По новым нормам, арбитражные учреждения могут создаваться только при некоммерческих организациях. Для этого НКО должна будет получить специальное разрешение от Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Светланы Токаревой.

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

— Как изменится система государственных судов с учетом нового закона?

— С учетом нового закона, я думаю, уйдут так называемые карманные арбитражи, которые создавались при крупных корпорациях, и третейское разбирательство в России получит новый импульс. И через несколько лет, грубо говоря, будет увеличено доверие к этому институту.

— Правильно я понимаю, что, по сути, государство согласилось, что бизнес может отдавать свои споры на рассмотрение не только государственных судов, но и третейских?

— Да, речь идет о том, что данный институт становится полноценным и самостоятельным. То есть речь идет о неком копировании западной модели, когда коммерческие споры решаются именно арбитражем, то есть не государственным судом.

— Насколько реально создать в России авторитетный арбитраж? Мы к этому готовы, как вы считаете?

— Я думаю, что готовы, потому что в России есть достаточно много авторитетных юристов в бизнес-среде, которые признаны экспертами, которые могут быть арбитрами, рассматривать споры. На сегодняшний день, я думаю, это более чем возможно.

— Но известно, что у наших государственных судей, в частности, порой бывают проблемы именно с экономическим анализом, им нередко бывает сложно решать сложные корпоративные споры. Как сейчас это будет решаться? Как вы думаете, найдутся ли авторитетные судьи в этом отношении?

— Дело в том, что арбитрами могут избираться не государственные судьи, а как раз эксперты, признанные в отрасли, ведущие юристы, которые зарекомендовали себя, которым бизнес может доверить рассмотрение спора. Как раз это и повышает качество рассмотрения споров, это позволяет делать новый закон.

— Есть у нас специалисты соответствующего уровня?

— Есть у нас специалисты и достаточно много.

— Как вы считаете, будут ли привлекать иностранных экспертов по этому вопросу?

— Вполне возможно, будут привлекать, но дело в том, что закон, в основном, говорит о создании арбитража российского. Там есть нормы, предусматривающие международный арбитраж для того, чтобы рассматривать международные споры, но, скорее всего, международные споры будут передаваться в традиционные суды — это Стокгольм, Лондон. Вряд ли в ближайшее время Россия станет центром рассмотрения международных споров.

— Наличие независимых третейских судов в России укрепит доверие бизнеса к нашему национальному правопорядку, как вы считаете?

— Я думаю, что укрепит, потому что здесь сам бизнес выбирает экспертов, которые будут рассматривать споры. Если кто-то будет неудовлетворен разбирательством, то останется обижаться только на самих себя. Я думаю, что доверие будет возрастать.

— На базе каких организаций можно создать эти суды?

— Сейчас сложно говорить, на базе каких организаций, сейчас будут формироваться новые суды, уйдут суды, которые были образованы при крупных корпорациях. То есть будет действительно формироваться институт независимого арбитража, будет создаваться новая организация.

— Создание третейских судов — это больше история про компании, про бизнес? Или же они затронут, в том числе, и обычных граждан, которые обращаются в суд?

— Нет, арбитраж — это суд, который работает на добровольных началах. Бизнес будет в договорах предусматривать так называемую третейскую оговорку, где добровольно соглашается свой возможный спор, который будет возникать по соглашению, передавать именно в арбитраж, а не в государственный суд. Поэтому граждане никак с этим не связаны. Если гражданин в заключаемом договоре будет допускать эту оговорку, то есть предполагать, что спор будет рассматриваться именно арбитражем, то это будет затрагивать гражданина, но, опять же, речь идет о предпринимательской деятельности.

Вся лента