«Нет никаких оснований исключать из реестра этих туроператоров»
Туристические компании, связанные с турецким бизнесом, работают в штатном режиме
Исключение из реестра сразу нескольких туроператоров вызвало панику. Об этом сообщила «Интерфаксу» в среду пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Ранее стало известно, что Ростуризм исключил из реестра юридические лица крупнейших туроператоров. Это 19 компаний, которые входят в группы «Пегас», «Анекс», Coral Travel и Sunmar. Решение связано с антитурецкими санкциями, поясняет ТАСС. При этом сами туркомпании обещают продолжить работу в штатном режиме. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина ответила на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Алексея Корнеева.
— Здравствуйте. Насколько серьезная сейчас ситуация на рынке, в частности, с этими компаниями?
— Серьезная, потому что такое решение вечером 30 декабря, в пик зимнего сезона, когда десятки тысяч туристов даже при таком плохом спросе вылетают или планируют вылетать на отдых. Это крупнейшие три оператора российские, у них есть туристы, и у нас просто началась на рынке паника. Туристы звонят из всех городов, в частности нам, спрашивают: «Что нам делать с нашими путевками?», а турагенты звонят нам с вопросом: «А что нам отвечать туристам?». Это вот надо было 30 декабря вечером устроить такой фейерверк у нас!
Проблема в том, что нет никаких оснований, по крайней мере, двум брендам из трех точно нет никаких оснований ни запрещать работать здесь, ни тем более исключать из реестра, потому что там корни турецкие — когда-то эти компании были основаны турками, но сейчас ни в документах, ни в руководстве, ни в учредителях никаких граждан Турции не присутствует. «Пегас» — это юрисдикция Великобритании, основатель компании, здесь они как российская компания зарегистрированы, естественно, и то же самое «Анекс» — юрисдикция Нидерландов, и здесь они как российская компания, они с российским капиталом, они платят налоги в России, т.е. формально нет никаких поводов запрещать их деятельность, если это повод, связанную с Турцией. А что касается реестра, то исключение из реестра предполагает, что туроператор не может быть туроператором, т.е. он не может заниматься своей основной деятельностью.
У нас вообще нет в отраслевом законе повода для исключения кого-либо, в смысле это может быть связано только с конкретными нарушениями по документам и так далее.
Вот эта странная спешка, желание скорей-скорей что-то такое сделать, не подумавши явно, конечно, ввергло нас в несколько паническое состояние, но слава Богу, в среду уже туроператоры разъяснили, что они готовы и намерены выполнить все обязательства по уже оплаченным турам и подписанным договорам, если им дадут такую возможность, ведь никаких разъяснений не получили от Ростуризма, что значит.
Вот они сейчас исключены 30 декабря из реестра, а что делать с обязательствами по уже проданным турам? Не знаю, сомневаюсь, что 31 декабря будут какие-то разъяснения.
Но туроператоры 30-го объявили, что все туристы улетят и вернутся, и они продавать не могут с 1 января, то есть дальние рейсы загружать, которые не загружены, а те, которые сейчас должны улетать, все улетят и вернутся, хотя бы в этом мы можем успокоить туристический рынок.
— То есть когда туроператоры заявляют о том, что они смогут продолжить работу, это касается именно этой деятельности, проданных туров непосредственно?
— Пока да. Дальше они будут опротестовывать это исключение из реестра, то есть они предоставят документы о том, что у них нет учредителей-граждан Турции. Естественно, что в каникулы никто этим заниматься не будет, но в каникулы обычно уже и продаж не будет. То есть те, кто хотели улететь, купили тур и улетят, будут возвращаться, а в каникулы, конечно, никаких продаж особо не будет, компании обычно работают в дежурном режиме, а вот к 11 января, к началу нового рабочего сезона, я думаю, все документы будут готовы и немедленно поданы в Ростуризм с просьбой восстановить их в реестре. Но мы же понимаем, что решение может не иметь никакого отношения к юридическим формальностям, посмотрим, как будет развиваться ситуация.
— А какая доля рынка у этих компаний?
— Это крупнейшие компании на российском рынке, доля рынка у них – 40-50%, и у них, в общем, шли продажи.
— И это не только направление Турции, как я понимаю?
— Никакой Турции они не продавали, и никакого Египта, и это не только заграница. Эти все компании продают отдых и в России тоже.
— То есть тем самым и какие-то российские дома отдыха, санатории лишатся туристов из-за того, что эти компании исключены из реестра?
— Я бы так вопрос не ставила, потому что я думаю, что эти все туристы, если такое вдруг случится, что им действительно совсем не разрешат работать, перераспределятся по другим участникам рынка, потому что сейчас спрос плохой, а предложение есть. Поэтому не думаю, не буду врать, не буду преувеличивать, что это будет катастрофа, что народ никто никуда не поедет.
Скорее всего, этот спрос перераспределится по другим туроператорам, но давайте говорить о том, что, во-первых, в каждой из этих компаний работают до 1 тыс. человек, то есть 30 декабря вечером граждане России, я подчеркиваю, узнают, что 1 января они уже безработные, это первое. Второе — эти все туристы, которые узнают 30 декабря, что поедут-не поедут, мы еще не знаем, туроператоры сказали, что мы никакие рейсы не снимаем, программа будет выполняться в обычном режиме. Я очень надеюсь, что им дадут такую возможность. Неужели может быть принято решение, что мы вам запрещаем работать, поэтому наши граждане никуда не поедут отдыхать? Тоже смешно, да.
То есть это очень странное решение, а главное, странно поспешное, потому что дайте спокойно отработать людям — каникулы, высокий сезон зимний — и объявите то же самое 11 января, и еще, чтобы туроператоры могли сразу этим заниматься, чтобы у них были рабочие дни и чтобы они могли сразу выяснять, показывать, объяснять, предъявлять документы и так далее. Нет, так все странно сделано, прямо перед каникулами, практически в последний рабочий день, и никакой нет возможности для объяснения, потому что выходные. В общем, как-то все это очень непродуманно.
— А глава Ростуризма дает какие-то объяснения, в частности туроператорам, он на связи, нет?
— Я знаю, что журналисты пытались связаться. Журналистам какие-то ответы были, а потом сотрудники Ростуризма перестали отвечать на звонки, то есть отвечают на звонки и говорят, что у нас все на сайте. На сайте размещен этот указ, типа посмотрите на сайте и все поймете. А вопросы-то, как вы понимаете, такие, на которые на сайте ответа не найти. В общем, сказать, что они прямо активные в общении с бизнесом… Думаю, что и туристы туда активно стали звонить. Мы им разъясняли, что по документам, по договору они должны выполнить обязательства, если тур оплачен, и надеемся, что у них будет такая возможность.