В кунг-фу не без китайцев

На какого зрителя сделали ставку создатели третьей «Кунг-фу Панды»

Выждав полагающуюся паузу после "Звездных войн", в большой прокат выдвигается третья часть "Кунг-фу Панды" — успешной анимационной франшизы, созданной силами DreamWorks Animation и Oriental DreamWorks — студии, которая в 2012 году была создана в Шанхае при участии нескольких китайских фирм.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Совместную реализацию крупного проекта студиями из США и КНР можно считать историческим событием. А заодно у третьей "Панды" образовалась необходимая доля китайского участия, что позволило ей выйти из-под строгих квот на зарубежную кинопродукцию и рассчитывать на дополнительные сборы с густонаселенных залов в КНР. Фильм вообще хорошо подготовили для тамошнего зрителя: например, отдельно анимировали мимику персонажей, чтоб она совпадала с артикуляцией китайских актеров на озвучании. Такая забота, разумеется, не случайна: "Кунг-фу Панда" с самого начала в сильной степени была ориентирована на Китай. И дело не только в очевидном вроде животного-протагониста или места действия. Сам сюжет постановки, пусть и в пародийной манере, вполне укладывается в каноны традиционного китайского жанра "уся" — эпических фэнтези-историй, в которых весь мир поделен между разными кланами воинов и школами боевых искусств, а главным способом коммуникаций являются единоборства.

На жанре следует остановиться — просто, чтобы понимать, что за традиции наследует мультфраншиза. Термин "уся", образованный половиной слова "у-шу" и словом "ся", что значит "рыцарь",— штука современная, раскрученная в ХХ веке. Однако первые литературные произведения про мастера боевых искусств, помогающего обездоленным и восстанавливающего справедливость, обнаруживаются в 300-200 годах до н. э. Жанр успел расцвести в Средневековье, не единожды побывать под императорским запретом, затем эмигрировать из коммунистического Китая в Гонконг и на Тайвань и там расцвести повторно. Начало XXI века уся встречает уже на глобальном уровне. Всемирно известный "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" Энга Ли, получивший четыре "Оскара" — чистой воды уся, снятый, что называется, по классике, при этом с использованием самых передовых технических средств. Конкретно "Кунг-фу Панду" породила уся-комедия Стивена Чоу "Разборки в стиле кунг-фу" 2004 года: два начальника из DreamWorks посмотрели ее, как следует посмеялись, а потом поняли, что нужно делать анимационный вариант.

Первая "Панда", вышедшая в 2008 году, оказалась стопроцентным хитом: при вложенных $130 млн заработала $631,7 млн, показав прекрасный коэффициент кассового успеха (ККУ) — 4,86. Удалось привлечь и китайских зрителей — постановка стала первой анимационной лентой, собравшей в местном прокате более 100 млн юаней. Вишенкой на торте оказалась оскаровская номинация. Второй полнометражный выпуск улучшил результаты, заработав на $34 млн больше, а попутно оказался самым кассовым в категории "снятый режиссером-женщиной". Дженнифер Ю Нельсон, уроженка Южной Кореи, переехавшая в США с семьей в возрасте четырех лет, на первой "Панде" возглавляла сценарный отдел, а к сиквелу доросла до главной позиции в проекте. От третьего фильма, судя по промокампании и интервью в профильных изданиях, создатели ждут новых рекордов и общего следования тренду, когда каждый выпуск франшизы лучше предыдущего, и "сиквел" означает что-то очень хорошее.

У "Панды" явно есть, на кого равняться: в соревновании самых кассовых продолжений в группе анимационных киносериалов участвуют только настоящие тяжеловесы. Достаточно поглядеть на два последних места в топ-5, где угнездились третья и четвертая части "Ледникового периода". "Континентальный дрифт" за 2012 год замыкает список с $877,2 млн в графе "прибыль", что при бюджете $95 млн дает очень бодрый ККУ 9,23. А выпущенная тремя годами ранее "Эра динозавров", будучи дешевле в производстве на $5 млн, заработала $886,6 млн (ККУ 9,85). Ну и вообще, "Ледниковый период" — вторая по прибыльности мультфраншиза в мире.

Лучше получилось только у "Шрека", хотя, следует признать, он задавил массой: в киносериале имеются четыре полновесных выпуска и один весьма кассовый спин-офф, тогда как у большинства, дай бог, три серии наберется. Так или иначе, финансовые показатели "Шрека-2", который был снят за $150 млн и собрал $919,8 млн, показав уверенный ККУ 6,13, позволяют ему появиться в нынешнем топ-5. Сразу на третьем месте.

Обитатель второй позиции — единственный, относительно кого мнения кинокритиков и зрителей заметно разошлись. "Гадкий Я-2", детище Illumination Entertainment, принадлежащей Universal Pictures, имеет в багаже гораздо меньше позитивных рецензий, чем все остальные участники рейтинга, но обычные люди, голосовавшие кошельком, отправили $970,7 млн в кассу, что при скромном бюджете $76 млн дает прекрасный ККУ 12,77. Еще более вопиющая ситуация со спин-оффом "Гадкого Я", фильмом "Миньоны": его рейтинг на Rotten Tomatoes — 55%, а заработок — $1,157 млрд. Вероятно, не меньше получили на мерчандайзе. Однако картина является самостоятельным произведением, а не продолжением чего-либо и не может претендовать на первое место в топ-5 самых кассовых анимационных сиквелов.

Так что возглавляет список достойнейший представитель мультипликационного клана, выходец из студии Pixar фильм "История игрушек-3". Пять номинаций на "Оскар", две выигранные статуэтки, "Золотой глобус", BAFTA и пачка не столь значительных премий, лучший фильм 2010 года по версии Квентина Тарантино — какие еще рекомендации требуются? Постановка обошлась в $200 млн — это и сегодня серьезные расходы. Но мировой прокат с лихвой все вернул: в кассу упал $1,063 млрд, ККУ, пусть и не рекордный, но достойный — 5,31. Впрочем, первая позиция "Истории игрушек-3" под угрозой — через год выходит продолжение "Холодного сердца", самого кассового мультфильма в мире, и Disney не будет собой, если не постарается сделать сиквел успешней оригинала.

Вся лента