Южнокорейской попсой по северокорейскому милитаризму
Совбез ООН и страны региона готовят жесткий ответ на ядерные испытания Северной Кореи
Якобы проведенное Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) 6 января испытание водородной бомбы вызвало сравнительно небольшое землетрясение в районе северокорейского полигона Пунге-ри и большое — в международной политике. Совбез ООН готовится принять новую, пятую по счету резолюцию против КНДР, несмотря на то что эксперты пока не подтверждают факт взрыва именно водородной бомбы. США направили в район Корейского полуострова бомбардировщики В52, Южная Корея возобновила пропагандистские трансляции на границе с КНДР, а Япония взяла на себя задачу убедить Россию и Китай принять как можно более жесткую резолюцию. Российские политики пока ограничились общим осуждением Пхеньяна и призывами дождаться резолюции Совбеза.
Как передает японское агентство Kyodo News, улицы Пхеньяна 9 января были украшены традиционными лозунгами, прославлявшими успех армии и военной промышленности: «Энергией успеха испытаний водородной бомбы подтолкнем общее продвижение в этом году!» Северокорейская газета «Нодон Синмун», как передает агентство «РИА Новости», заявила в статье, что «успехом испытаний стерла в порошок агрессивные происки врагов и приобрела мощную военную силу, способную защитить суверенитет народа и мир на Корейском полуострове».
Впрочем, ряд экспертов и организаций уже выразили сомнения в мощности военной силы КНДР. Исполнительный секретарь Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) Лассина Зербо написал в своем микроблоге в Twitter, что взорванная КНДР бомба, возможно, является не водородной, а атомной, чей заряд был увеличен за счет дополнительных изотопов. Непривычно низкие уровни ксенона в атмосфере (этот газ образуется в результате реакции деления ядер) подтвердили южнокорейские и японские станции наблюдения, фиксировавшие рост после испытаний КНДР в 2006, 2009 и 2013 годах. Вдобавок, ОДВЗЯИ понизила магнитуду землетрясения, вызванного взрывом, с 5,1 до 4,85 балла, что делает его слабее, чем проведенное КНДР ядерное испытание 2009 года (4,9 балла). Все это ставит под вопрос характер испытания: вполне вероятно, что взорвана была не водородная, а обычная атомная бомба или даже большой объем тротила.
Впрочем, все это не спасло Пхеньян от жесткой реакции соседей по региону и мировых держав. На прошедшем 6 января экстренном заседании Совбеза ООН КНДР осудили за нарушение четырех резолюций ООН (№1718, №1874, №2087, №2094) и заявили о начале выработки пятой. Комментируя ее предполагаемое содержание, главный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга подчеркнул, что на этот счет больших разногласий не ожидается. «Экономические санкции, запрет на передвижение людей, финансы. Это ядерное испытание КНДР не первое, и в ООН существует общее мнение насчет санкций в случае нового испытания»,— заметил чиновник.
Высшие должностные лица Японии, США и Южной Кореи также провели 8 января телеконференцию, обменявшись информацией о происшедшем. После этого 10 января американский бомбардировщик В52, вылетевший с базы США Андерсен на острове Гуам, совершил облет Корейского полуострова в сопровождении южнокорейских F15K и американских F16. «Это была бронированная демонстрация верности США нашим союзникам, Южной Корее и Японии, а также защите нашей родины»,— цитирует «РИА Новости» командующего объединенным командованием вооруженных сил США в зоне Тихого океана Гарри Харриса.
Южная Корея в качестве ответа на испытания приготовила лидеру КНДР Ким Чен Ыну отдельный «подарок» на его день рождения 8 января. Ожили молчавшие с августа 2015 года громкоговорители, транслирующие из демилитаризованной зоны на расстояние до 24 км вглубь северокорейской территории корейскую поп-музыку и тексты пропагандистского содержания. Полгода назад подобные действия Сеула вызвали обстрелы с территории КНДР, но в этот раз Пхеньян пока ограничился лишь включением своих собственных аналогичных установок.
Японский министр иностранных дел Фумио Кисида объявил о намерении лично убедить своих российского и китайского коллег в необходимости введения максимально жестких санкций. «Особенно важна роль Китая, обладающего большим влиянием на КНДР»,— отметил он. Пекин после испытания КНДР попал под особенно сильный огонь критики со стороны американской прессы, указывающей на полный провал китайской стратегии поддержки северокорейского режима в обмен на «приличное поведение» на международной арене. В ответ официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявила, что «корень этой (северокорейской ядерной.— “Ъ”) проблемы не в Китае и ключ к ее решению также не в Китае». Она подчеркнула, что проблема денуклеаризации корейского полуострова должна быть решена дипломатическими средствами.
Россия принимает участие в выработке резолюции против КНДР, но официальные лица пока воздерживаются от дополнительных комментариев. Первый зампред комитета Совета федерации по обороне и безопасности Госдумы РФ Франц Клинцевич призвал дождаться «консолидированного мнения мирового сообщества» и осудил действия США. «Вашингтон, перебросив стратегический бомбардировщик В52 в Южную Корею, ответил на деструктивные действия Пхеньяна той же монетой — устрашением»,— цитирует политика агентство ТАСС.
Примечательно, что нашлись в России и те, кто с радостью встретил известие о северокорейских испытаниях. Северокорейское агентство KCNA цитирует Виктора Петрова, председателя включенного в реестр Россотрудничества Общества дружбы и культурного сотрудничества с КНДР. «Внимание всего мира приковано к Корейскому полуострову… Великим достижением КНДР является доступ к водородной бомбе и средствам ее доставки»,— заметил господин Петров. Он также обвинил США в складировании ядерного оружия в Японии и Южной Корее и призвал Вашингтон «правильно оценивать эскалацию напряжения» на полуострове.