«Сейчас буквально все обсуждают один только Китай»
Рубль и рынок акций устремились вниз
Официальный курс евро к рублю, установленный ЦБ РФ на вторник, вырос на 3,17 рубля — до 82,809 рубля, курс доллара вырос на 3,02 рубля, до 75,9507 рубля. Индексы ММВБ и РТС также проводят день в красной зоне. Аналитик UFG Wealth Management Алексей Потапов ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Светланы Токаревой.
— Сбербанк объясняет падение российских бирж обвалом в Китае. Как вы объясните сложившуюся ситуацию?
— Сейчас все взоры устремлены, прежде всего, на азиатские рынки, на Китай. Пока мы отдыхали на новогодних праздниках, в мире многое произошло. Я уверен, что вы и ваши слушатели знают, что на прошлой неделе даже дважды торги остановлены на китайской бирже в связи с обвальным падением индексов. В общем-то, на этом фоне падают цены на commodities, это те товары, которые мы экспортируем, нефть, металлы, другие сырьевые товары. Пока какого-то предела этому в обозримой краткосрочной перспективе не видно.
— Неизвестно, долго ли Китай будет еще править балом?
— Скорее всего, в ближайшее время все взоры будут именно на Китай. Потому что даже на фоне этой драмы, разворачивающейся на китайском рынке, немного ушли в тень проблемы экономики США, о которой тоже начинали говорить в конце года. Тем не менее, они сейчас на втором плане, буквально все обсуждают фактически один только Китай.
— В целом, как вы думаете, как долго они будут выступать неким локомотивом, который определяет ситуацию на рынках?
— Сложно сказать конкретно. Я думаю, ближайшие несколько недель точно.
— Как это все будет сказываться на российском валютном рынке?
— На этом фоне можно ожидать только дальнейшего ослабления рубля. По крайней мере экономически, с точки зрения экономики, не видно никаких факторов за то, чтобы рубль вдруг в такой ситуации начал крепнуть, поэтому совершенно логично предположить, что падение продолжится. Тем более, если мы посмотрим на валюту наших ближайших соседей, например, на казахский тенге, мы увидим буквально точно такую же картину, если даже не более драматичную, если мне память не изменяет, курс уже достиг более чем 350 тенге за доллар. Соответственно, я бы сказал, что Россия тут абсолютно не выделяется на фоне своих соседей и азиатских государств, которые точно так же сейчас девальвируют свои валюты.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, какие факторы будут определять динамику цен на нефть?
— Экономические факторы все в пользу дальнейшего снижения — это по-прежнему превышение предложения над спросом, хроническое перепроизводство нефти в текущей ситуации. Со стороны Китая идет соответственно опасение, что в связи с замедлением роста экономики Китая не может снизится и темп роста потребления нефти со стороны Китая и других азиатских экономик. И мы, я бы даже сказал, сейчас, если отвлечься от каких-то экономических факторов, даже традиционный фактор — обострение на Ближнем Востоке — сейчас играет не в пользу роста нефти, а в пользу снижения, потому что политика Саудовской Аравии, неформального лидера стран ОПЕК, заключается в том, чтобы производить на данный момент как можно больше нефти, чтобы удерживать свою долю и не дать укрепиться Ирану с другой стороны.
Единственный фактор, который я могу увидеть, который может как-то повлиять на подъем нефти — если все-таки на Ближнем Востоке начнутся какие-то более открытые военные действия, тогда действительно политическая напряженность может сыграть на повышение нефти, но пока этого не видно.
— Но в целом идет курс на снижение?
— Да.