Балет в один конец
Минкульт готов продлить отношения с худруком Пермского театра оперы и балета
Известный российский культурный деятель, дирижер и художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис, скорее всего, продолжит руководить театром. Минкульт предложил худруку продлить контракт на следующие пять лет. Между тем у господина Курентзиса возникли претензии к содержанию контракта. Пока формально согласия стороны не достигли и контракт не подписан.
Вчера стало известно, что перед новым годом краевой минкульт направил художественному руководителю Пермского театра оперы и балета имени Чайковского Теодору Курентзису проект трудового контракта, который предполагает, что худрук продолжит работу в театре в течение следующих пяти лет. Предыдущий пятилетний контракт истек 10 января.
Глава ведомства Игорь Гладнев сообщил „Ъ“, что минкульт со своей стороны подписал контракт. Ответа от господина Курентзиса пока не поступало, но, по словам министра, он надеется, что новый контракт худрук подпишет. «Переговоры велись, предварительные договоренности нами были достигнуты», — пояснил министр. Однако, как сообщил „Ъ“ источник, близкий к театру, у господина Курентзиса возникли вопросы по некоторым положениям контракта и он намерен представить протокол о разногласиях. По данным источника, минкульт представил худруку типовой договор.
Замминистра культуры края Ирина Ясырева сообщила, что в минкульт уже поступил протокол разногласий, но не стала вдаваться в детали. «Там разногласий на несколько страниц. Правки касаются в основном юридических и финансовых вопросов. При этом условия оплаты труда господина Курентзиса не меняются. Мне кажется, что принципиальное решение по продолжению трудовых отношений принято».
Напомним, Теодор Курентзис возглавил Пермский театр оперы и балета имени Чайковского в январе 2011 года. Вместе с ним из Новосибирска в Пермь переехала большая часть музыкантов оркестра MusicAeterna. Теодор Курентзис является многократным обладателем национальной театральной премии «Золотая маска».
Стоит отметить, что худрук театра оперы и балета находится в непростых отношениях с руководством краевого минкульта. Осенью 2014 года господин Курентзис открыто конфликтовал с министром культуры Игорем Гладневым, который собирался сократить расходы бюджета на финансирование театра и обязать артистов согласовывать репертуар.
Одновременно с этим в течение минувшего года неоднократно возникали слухи о том, что господин Курентзис может покинуть Прикамье. Подогревали их и столичные чиновники. Так, бывший глава департамента культуры Москвы Сергей Капков в марте прошлого года заявлял, что планируется «пригласить в Москву из Перми дирижера оркестра Пермского академического театра оперы и балета Теодора Курентзиса».
Выяснить, какие именно положения нового договора вызвали несогласие господина Курентзиса, вчера не удалось. В настоящее время он находится на гастролях в Европе с оркестром MusicAeterna.
«Договор касается отношений Теодора Курентзиса с администрацией Пермского края, и мы не вправе раскрывать детали разногласий», — пояснили „Ъ“ в пресс-службе театра. Там же отметили, что сроки подписания договора срываются по вине краевой администрации: «Это произошло потому, что минкульт поздно прислал текст договора. Форма договора была новой, потребовалось время на его рассмотрение. Текст потребовал дополнительного согласования. И пока процесс не завершен».
Худрук пермского академического Театра-Театра, в прошлом глава краевого минкульта, Борис Мильграм затруднился предположить, с чем могут быть связаны разногласия. «Когда край приглашал знаменитого дирижера, у нас были свои мысли, но и у него — свои предложения». То, что сейчас Теодору Курентзису не удается договориться с минкультом, может свидетельствовать о том, что ведомство пытается «показать свою значимость», полагает господин Мильграм.
Экс-глава краевого минкульта Олег Ощепков считает, что властям необходимо проявить лояльность и договориться, чтобы «удержать ту планку, которая этой командой достигнута». «Мы видим, что системная работа команды Курентзиса дает успехи. Возьмите, к примеру, ту же „Золотую маску“, главную премию страны. Мы сегодня в провинциальной России точно впереди планеты всей. И это надо поддерживать. Ниже этой планки сейчас падать странно, — полагает Олег Ощепков. — Сложность состоит в том, что при этом важно поддерживать баланс, ведь совершенно очевидны успехи и других пермских театров — Театра-Театра и театра „У Моста“».