Торговцы просят поставить точку на сносе
Демонтаж ларьков у метро оспаривают в обращении к генпрокурору и мэру
Владельцы нескольких десятков торговых точек у центральных станций метрополитена, которые власти ранее предписали демонтировать как опасный самострой, направили обращение генпрокурору РФ Юрию Чайке и мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой не допустить сноса. Предприниматели жалуются, что их собрались сносить незаконно — без решения судов и при наличии оформленных прав собственности на объекты. Чиновники указывают, что полномочия по сносу им дали последние поправки к Гражданскому кодексу РФ, а законность постановлений мэрии подтвердил Мосгорсуд.
Обращения генпрокурору и столичному мэру направили более трех десятков предпринимателей, фигурирующих в постановлении 829-ПП столичного правительства. Городские власти издали документ в декабре 2015 года, распорядившись снести 104 самовольные постройки у центральных станций метрополитена, в частности торговый центр "Пирамида" на Тверской улице, павильоны у выходов на "Соколе", "Сухаревской", "Таганской", "Кропоткинской", "Динамо", "Чистых прудах" и других станциях. По словам чиновников, объекты были незаконно построены в местах прохождения газопроводов, теплосетей, электросетей и других коммуникаций, поэтому представляют опасность и несут "угрозу жизни и здоровью граждан". Однако, по мнению авторов обращений, постановление противоречит законодательству: на их павильоны оформлены права собственности, а в этом случае сносить их можно только по решению суда. Все подобные тяжбы в арбитражных судах, указывают предприниматели, были ранее проиграны столичными властями, а поэтому их торговые точки нельзя считать самостроем. Внесудебный же порядок сноса, указывается в обращении к Юрию Чайке, прямо нарушает как положения федерального закона N122 о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, так и Конституции РФ. Мэра Москвы авторы письма просят устранить "досадную ошибку" и приостановить действие постановления, а генпрокурора — назначить соответствующую проверку.
В столице начали бороться с торговыми палатками сразу после назначения мэром Сергея Собянина в 2010 году. Только в ноябре 2010 года было демонтировано свыше 2,2 тыс. ларьков. За последние два года было снесено еще более 2 тыс. объектов.
В столичной мэрии ранее признавали, что на 104 объекта, решение о сносе которых принято в минувшем декабре, действительно были оформлены права собственности, и власти не могут снести их "во внесудебном порядке". Но чиновники добавляли, что право сносить объекты, размещенные на коммуникациях, появилось у регионов в июле 2015 года — после вступления в силу соответствующих поправок к ст. 222 Гражданского кодекса (ГК) РФ (см. "Ъ" от 9 декабря 2015 года).
Примечательно, что за прошедший с момента принятия постановления месяц как минимум два владельца торговых точек сумели оспорить действия мэрии в судах. Так, ИП Сергей Азизян в столичном арбитраже добился приостановки сноса своей постройки на площади Пречистенские Ворота — на время параллельной тяжбы с чиновниками. А ООО "Созидание" в Мосгорсуде удалось запретить снос своего объекта на Кировоградской улице и вовсе без подобных оговорок.
Впрочем, целиком отменить постановление городских властей у предпринимателей не вышло. 24 декабря 2015 года тот же Мосгорсуд отказался удовлетворить соответствующую жалобу четырех компаний, в том числе владельцев торгового центра "Пирамида". Глава Госинспекции по недвижимости Москвы Сергей Шогуров заверил "Ъ", что таким образом суд подтвердил законность действий правительства Москвы. Кроме того, господин Шогуров дал понять в беседе с "Ъ", что ранее многие разбирательства вокруг 104 торговых павильонов были проиграны городом из-за банального истечения срока исковой давности, но новая редакция ГК РФ "приводит ситуацию с самостроем в соответствие с законодательством". Опрошенные "Ъ" юристы по-разному оценивали постановление мэрии: одни отмечали, что новая редакция ГК не отменяет "ранее вынесенных решений"; другие указывали, что самостроем может быть признан объект без землеотвода и разрешения на строительство.