Платную дорогу М11 проверяет Генпрокуратура

После жалоб населения на высокие тарифы

Генеральная прокуратура проверяет законность платной дороги М11 «Москва—Санкт-Петербург», построенной на деньги «Северо-западной концессионной компании». Ранее губернатор Подмосковья Андрей Воробьев пожаловался в Минтранс на чрезмерно высокие тарифы на проезд по дороге, достигающие 500 руб. для владельцев легковых авто. Эксперты сомневаются, что Генпрокуратура сможет выявить существенные нарушения.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

«Тарифы за проезд утверждаются фирмой, которая эксплуатирует платный участок трассы Москва—Санкт-Петербург,— заявил Генпрокурор Юрий Чайка в интервью “Российской газете”.— В связи с поступающей информацией о возможных нарушениях закона, допущенных при установлении этих тарифов, нами принято решение о проведении прокурорской проверки по данному вопросу, которая организована в настоящее время. По ее результатам при наличии оснований будут приняты необходимые меры прокурорского реагирования».

Напомним, что участок платной дороги М11 15–58-й км (МКАД—Солнечногорск) запущен в эксплуатацию в конце 2014 года в бесплатном режиме. Трасса строилась за 60 млрд. руб. на принципах государственно-частного партнерства: примерно 48% финансирования обеспечила «Северо-Западная концессионная компания» (СЗЗК), принадлежащая на паритетных началах французской VINCI и группе «Мостотрест». Весь 2015 год СЗКК определялась с тарифами, платный режим ввели 23 ноября. Плата за проезд в часы пик от МКАД до Шереметьево для легкового автомобиля достигает 250 руб., до Солнечногорска — 500 руб., о чем сообщал “Ъ”. Высокие тарифы вызвали массовое возмущение граждан, которые привыкли пользоваться бесплатной удобной дорогой.

Цены на проезд также не понравились главе госкомпании «Автодор» Сергею Кельбаху (курирует платные дороги в России, привлекая инвесторов). В интервью РБК в декабре он заявил, что не согласен с ценообразованием СЗКК и считает существующие тарифы на проезд завышенными. «Необходимо было мягче входить в режим платной эксплуатации, но наши французские партнеры решили иначе»,— говорил он. При этом господин Кельбах пояснял, что в условиях классической концессии «ценообразование остается делом концессионера». «Государство в таких случаях никогда и нигде не вмешивается,— пояснял он.— Если управление дорогой отдано частной компании, то она и принимает решения. Поставит слишком высокий тариф — на дорогу никто не поедет, компания прогорит и обанкротится. Слишком маленький тариф, в свою очередь, не покроет инвестиционных расходов, и тоже приведет к разорению». В конце года с резкой критикой выступил и губернатор Московской области Андрей Воробьев. По его словам, власти получают большое количество жалоб по поводу тарифов на М11, в связи с чем он обратился в Минтранс: «Жители беспокоятся, плата за проезд недоступна семейному бюджету и нужно искать решение, цена должна быть скорректирована». Минтранс в ответ поручил «Автодору» и подмосковным властям разработать систему дополнительных скидок за проезд для льготников.

«Тариф на проезд вряд ли установили “от балды”, применялась определенная бизнес-модель, поэтому сомневаюсь, что Генпрокуратура найдет какие-то существенные нарушения,— считает координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— Думаю, что по итогам будут высказаны лишь косметические замечания. Кроме того, все платные дороги вокруг Москвы — это прообраз платного въезда в город, а это уже вопрос политический, куда Генпрокуратура лезть не будет. Ощутимого эффекта не будет и от работы Минтранса с подмосковными властями. Добиться снижения тарифов могут только сами водители, перестав пользоваться платной М11. В этом случае владелец дороги начнет нести убытки».

Иван Буранов

Вся лента