Брифинг
Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ
За последние 5-6 лет структура потребления россиян изменилась. На этот период пришелся рост доходов, а также развитие розничного кредитования. Это позволяло значительной части населения обзавестись предметами длительного пользования, чаще отдыхать. Поэтому сегодня, в условиях снижения темпов роста экономики и реальных доходов, россияне вынуждены экономить на расходах, которые стали для них нормой.
Валерий Миронов, заместитель директора Центра развития НИУ ВШЭ
Для серьезного подъема необходим платежеспособный спрос, нужно, чтобы люди отошли от модели сберегательного поведения, что трудно представить в условиях кризиса. Многие семьи перестали что-либо покупать, кроме еды и самого необходимого. Откладывают деньги на черный день. Я не верю, что уже в этом году в такой потребительской модели поведения что-то удастся поменять.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК
— По ощущениям, правительство контролирует ценообразование на потребрынке. Это надолго?
— До выборов в Госдуму. Опыт есть: собирают крупных ритейлеров, активизируется антимонопольная служба... Однако при таком падении розничного товарооборота и снижении потребительской активности торговля чувствует себя не лучшим образом. За год обвал более чем на 10 процентов. Предприятия торговли будут поднимать цены, несмотря на угрозы.