"Вагонмаш" выбился из сроков
Компания на четыре месяца задерживает поставку нового состава
По информации "Ъ", ООО "Вагонмаш" (СП чешской Skoda Transportation и Кировского завода) срывает сроки поставки первого из восьми составов с асинхронным двигателем для третьей линии метрополитена по контракту стоимостью 3,8 млрд рублей. Поезд должен был поступить в электродепо "Автово" в декабре 2015 года. В Смольном причины задержки не комментируют, в самой компании перенос поставки объясняют задержкой подписания контракта с заказчиком и обещают передать первый поезд не позднее 29 апреля 2016 года.
СП чешской Skoda Transportation и Кировского завода Георгия Семененко выиграло конкурс на поставку восьми составов за 3,8 млрд рублей в феврале 2015 года. На тот момент ООО "Вагонмаш" на 51% принадлежало чешской Skoda Transportation, на 49% — офшору "Леонтодон Ридео Лимитед" с острова Гернси. Второй участник тендера, Октябрьский электровагоноремонтный завод, не был допущен к конкурсу из-за несоответствия заявки требованиям конкурсной документации. Несмотря на победу в аукционе чешского предприятия, вице-губернатор Игорь Албин дал поручение комитету по транспорту не подписывать контракт со Skoda до тех пор, пока власти не удостоверятся в том, что основная часть производства составов будет вестись в Петербурге. Отметим, что до этого ООО "Вагонмаш" уже выигрывало тендеры на поставку в петербургскую подземку составов типа "НеВа", тогда сборка велась на мощностях Кировского завода. Однако в этот раз стороны не сошлись в стоимости аренды цехов, и чешское предприятие продолжительное время искало альтернативную площадку. После ультиматума со стороны Смольного чехам все же пришлось согласиться с условиями Кировского завода. В итоге контракт был подписан спустя почти два месяца — в апреле 2015 года, после того, как Кировский завод вошел в капитал "Вагонмаша", купив долю в 49%. При этом, как обещали в компании, локализация производства вагонов достигнет 65% против 55% в рамках предыдущего контракта.
По информации "Ъ", "Вагонмаш" перенес сроки поставки первого состава для ГУП "Петербургский метрополитен" именно из-за задержки с подписанием контракта. Шестивагонный поезд должен был прибыть в электродепо "Автово" 30 октября 2015 года, принять его должны были 10 декабря 2015 года. В комитете по транспорту подтвердили, что отставание по срокам существует, но комментировать причины отказались. "Мы имеем право начислить пени за задержку поставки, однако их окончательный расчет можно будет произвести, когда вагоны уже пройдут испытания и их примут к эксплуатации", — прокомментировали в ведомстве.
Как говорят источники "Ъ" в Смольном, "Вагонмаш" не просил пересмотреть условия госконтракта, но уже согласовал с комитетом по транспорту новый график поставки вагонов.
Генеральный директор ООО "Вагонмаш" Владислав Козак также подтвердил, что главная причина задержки связана с отсрочкой подписания договора заказчиком. "Вторая причина — срывы поставок российскими поставщиками. В настоящее время заключены договоры с 30 российскими предприятиями на поставки материалов и комплектующих. Также ведутся переговоры с новыми поставщиками из числа российских предприятий с целью увеличить долю российских элементов в поезде в соответствии с принятым и согласованным с комитетом по транспорту планом", — сообщил глава предприятия.
По словам господина Козака, первый поезд планируется передать заказчику до 29 апреля 2016 года, второй — до 16 мая 2016 года (по первоначальному графику — до 29 апреля), третий — в срок, указанный в договоре (до 29 июля), "с последующим четким соблюдением графика поставки по остальным составам".
Он сообщил, что окончательная сборка первых трех поездов будет осуществляться на Кировском заводе, а начиная с четвертого состава на площадке будут вестись работы по сварке и окраске кузовов. Тележки для вагонов по-прежнему будут привозить из Чехии.
По оценке генерального директора агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, у российско-чешского предприятия существуют дополнительные риски, связанные с курсовой нестабильностью.
"Возможно, возникнет ситуация, когда заказчику и исполнителю придется вести переговоры о пересмотре параметров контракта, — прогнозирует господин Бурмистров. — Уровень валютных рисков сейчас зашкаливает. Видимо, на момент подписания у производителя не было возможности заложить в стоимость контракта хеджирование валютных рисков, поэтому, скорее всего, первая половина 2016 года для компании будет сопряжена со значительными убытками. Большой вопрос — будет ли у "Вагонмаша" возможность покрыть их за счет собственных или заемных средств".