Подземную торговлю загнали за квартал
Снос ларьков в переходах отложен до апреля
Мэрия Москвы отложила на три месяца, до 31 марта 2016 года, завершающий этап демонтажа торговых павильонов на объектах метрополитена. Под угрозой закрытия ларьков их владельцы поспешили еще до конца года распродать все свои товары со скидкой.
Правительство Москвы решило продлить работу торговых павильонов в подземных переходах и вестибюлях метро до 31 марта 2016 года, следует из письма службы имущественно-земельных отношений ГУП "Московский метрополитен" (копия есть у "Ъ"). Письмо направлено руководителям коммерческих организаций, работающих в столичной подземке. Продолжить работу смогут, правда, лишь те предприниматели, у которых нет задолженности по аренде за 2015 год, отмечается в письме. В нем не указано, каким документом закреплено соответствующее решение властей города. В столичном департаменте транспорта и ГУПе не смогли оперативно дать комментарий по этой теме.
Один из арендаторов помещений у ГУП «Метрополитен» рассказал "Ъ", что о продлении договоров им сообщили за два дня до новогодних праздников. "Нам пришло дополнительное соглашение к договору аренды от 2015 года, разрешающее торговлю до 31 марта",— говорит собеседник “Ъ”, отмечая, что еще за несколько дней до этого на встрече арендаторов с представителями Московского метрополитена всем сообщили, что до конца года палатки должны быть закрыты. "Товар распродавался со скидками, чтобы успеть вернуть хотя бы часть вложенных средств",— уточняет он.
Изначально московские чиновники планировали завершить демонтаж подземных павильонов 11 января, но резко против выступило бизнес-сообщество. В декабре уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой отменить снос торговых объектов и продлить договоры с действующими арендаторами, пока не будут утверждены итоги первых аукционов на аренду реконструированных павильонов. Господин Титов объяснял, что в городе уже снесено 860 торговых объектов в подземных переходах, из-за чего более 3 тыс. человек лишились постоянной работы, а бюджет города недополучает около 216 млн руб. в квартал. Реконструируемые площадки при этом пока не готовы для участия в аукционах, отмечал бизнес-омбудсмен.
Один из собеседников “Ъ” говорит, что организовать процесс продаж в оставшихся ларьках в ближайшие три месяца можно, но участникам рынка необходимо понимать, как ситуация будет развиваться дальше. "Политика московских властей в последние полтора года привела к развалу рынка. Новых павильонов, которые обещали построить, нет",— уточняет он. Президент некоммерческого партнерства "Гильдия предпринимателей" Владимир Морозов полагает, что данная столичными властями отсрочка поможет хотя бы на несколько месяцев сохранить рабочие места. По его мнению, из-за сноса торговых объектов создан искусственно завышенный спрос, в условиях которого предлагаемая система получения павильона через аукцион может привести к росту арендных ставок, которые станут выше, чем может себе позволить мелкий предприниматель. До начала преобразований управляющие компании удерживали ставки на уровне рынка, добавил господин Морозов.
Реформирование торговли в подземке инициировал осенью 2013 года руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов, обратившийся к мэру с предложением реконструировать 296 вестибюлей и 131 подземный переход. Сейчас все подземное пространство поделено на выходы из метро (их контролирует Московский метрополитен) и подуличные пешеходные переходы (в ведении ГБУ "Гормост"). По данным на 2014 год, ГУП управляло 135 переходами на 88 станциях, где работало 2,76 тыс. торговых точек общей площадью 12,75 тыс. кв. м. У "Гормоста" было 400 переходов, в 26 из которых были организованы торговые места. Столичный метрополитен получал примерно 1,7 млрд руб. в год от сдачи в аренду коммерческих площадей, "Гормост" — около 160 млн руб. Оба предприятия имели договоры с управляющими компаниями, которые отдавали павильоны в аренду через аукцион. Шесть крупнейших прямых арендаторов ("Дегама", "Комстрой-метро", "Авиком трейд", "Метротэк", "Шевалье", ККК) занимали 64% торговых площадей подземки.