В допинговый скандал подлили крови

Опубликована переписка чиновников IAAF

Скандал

Фото: London News Pictures via ZUMA Wire/ТАСС

Грандиозный допинговый скандал, из-за которого российские легкоатлеты рискуют остаться без Олимпиады в Рио-де-Жанейро, продолжила очередная порция разоблачений. Судя по переписке высокопоставленных чиновников Международной федерации легкой атлетики, они были в курсе серьезных проблем, связанных с нарушениями антидопингового регламента в России, еще несколько лет назад, однако предпочитали скрывать их.

Продолжение допингового скандала, разразившегося в прошлом году, обеспечила публикация агентством AP ряда документов, переданных анонимным источником, "участвовавшим в реализации антидопинговой программы" Международной федерации легкой атлетики (IAAF). В ноябре прошлого года она дисквалифицировала на неопределенный срок Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА) после обнародования доклада независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA): в нем говорилось о создании в России системы сокрытия применения запрещенных препаратов и методик. В настоящий момент отечественным легкоатлетам из-за наложенных на них санкций угрожает пропуск Олимпиады в Рио-де-Жанейро.

Речь идет в основном о переписке высокопоставленных функционеров IAAF на протяжении шести лет, предшествовавших кризису. Она ставит под сомнение официальную позицию федерации. Ее руководители, в том числе Себастьян Коу (ранее он занимал пост вице-президента), сменивший минувшим летом на президентском посту Ламина Диака, которого позже обвинили в коррупции как раз в связи с допинговыми историями, называли доклад WADA шоком и утверждали, что ничего не знали о ситуации в российском спорте. Новая порция документов свидетельствует об обратном.

Самым любопытным среди них, безусловно, является письмо бывшего генерального секретаря IAAF Пьера Вайса бывшему президенту ВФЛА Валентину Балахничеву, недавно пожизненно дисквалифицированному. Оно датировано октябрем 2009 года. В нем говорится, что тесты, взятые у российских спортсменов на чемпионате мира в Берлине (на нем они завоевали 13 медалей, в том числе четыре золотые), который проходил за два месяца до этого, "явно указывают на систематическое применение кровяного допинга и препаратов, производных от эритропоэтина, то есть о процедурах, увеличивающих количество красных кровяных телец и запрещенных регламентом. Господин Вайс указал на то, что, если бы в IAAF существовало правило, по которому в случае наличия серьезных подозрений по поводу допинга спортсменов еще до вынесения решения по поводу дисквалификации отстраняют от старта, в Берлине не выступили бы семь россиян, включая двух завоевавших золото.

То же самое касается анализов, взятых в том же сезоне на мировом первенстве по полумарафонскому бегу в Бирмингеме. По словам Пьера Вайса, у двух российских атлетов уровень красных телец "был одним из самых высоких" среди когда-либо фиксировавшихся IAAF. Господин Вайс добавляет, что такие спортсмены "не только обманывают соперников", но и "ставят под угрозу собственное здоровье и даже жизнь".

Есть еще несколько примечательных документов. Так, в одном из них — от апреля 2012 года, автором которого является экс-директор антидопинговой службы IAAF Габриэль Долль, а основным адресатом Ламин Диак,— фактически предлагается применять к нарушителям регламента из России вариативный подход: элитных спортсменов наказывать в строгом соответствии с регламентом, а инциденты с менее известными замалчивать, но рассматривать "в ускоренном порядке". Тем, кто согласится на такое, было обещано сокрытие их проступков от прессы и сокращение сроков дисквалификаций с четырех до двух лет. Этот подход противоречит регламенту WADA.

А уже в сентябре 2012 года, после лондонской Олимпиады, Ламин Диак получил другое письмо. В нем говорилось о том, что у 42% из протестированных элитных российских легкоатлетов обнаружен допинг.

В IAAF внешне достаточно спокойно отнеслись к этим разоблачениям. Ее представитель Крис Тернер заявил, что все проверки в связи с подозрительными показателями проводились "в полном соответствии с правилами федерации и WADA" и ни одного нарушения не было сокрыто. Валентин Балахничев также сказал, что не слышал о "секретных" дисквалификациях. А Себастьян Коу в интервью CNN вообще отказался называть положение дел в его виде спорта кризисом: "Кризис был два-три года назад, а сейчас мы боремся с его последствиями". "Уверен, что в будущем против меня не будет никаких обвинений",— добавил господин Коу.

Не исключено, однако, что новые комментарии по поводу допинга ему и другим чиновникам предстоит давать уже сегодня. Дело в том, что на четверг назначено представление второй части доклада комиссии WADA. Представитель этой структуры Бен Николс отметил, что информация AP, "если она соответствует действительности, выглядит вызывающей озабоченность", а комиссия "обязательно рассмотрит ее".

Алексей Доспехов

Вся лента