Бюджет едет в парк

«Закамский автобус» отказался заключать мировое соглашение с мэрией

Компания «Закамский автобус», входящая в «Единый союз перевозчиков» (ЕСП) бизнесмена Олега Боровика, отказалась заключать с мэрией Перми мировое соглашение и готова вернуть ранее купленные у города автопарки. На возвращении парков в муниципальную собственность изначально настаивала городская дума, посчитав сделку несправедливой. Сейчас город будет вынужден вернуть перевозчикам из бюджета уплаченные ими средства в размере 140 млн руб., что в условиях кризиса является для казны сложной проблемой. Собеседник в мэрии отмечает, что сделка сорвалась после того, как не были удовлетворены неофициальные требования владельца автопарка о дополнительных объемах работ на рынке пассажироперевозок. Перевозчик говорит, что лишь предлагал восстановить на рынке статус-кво.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

ООО «Закамский автобус» отказалось от кассационной жалобы по автопарку на Автозаводской, 5. Соответствующее ходатайство было подано в суд 11 января. Эти данные содержатся в картотеке арбитражного суда. Директор ООО Владимир Еремин подтвердил, что компания приняла решение не продолжать борьбу за автопарк и намерена вернуть его городу. «Если городу он так нужен — пусть забирают. С сегодняшней маршрутной сетью я не готов содержать это имущество и платить проценты по кредиту», — пояснил господин Еремин. Он заметил, что город должен вернуть уплаченные за автопарк средства и проценты по кредиту. К тому же оборудование автопарка также принадлежит перевозчику. «Я найду вариант за более доступные средства», — считает он.

В конце 2013 года ДИО администрации Перми продал ООО «Закамский автобус» имущественный комплекс по адресу: ул. Автозаводская, 5, в который входят три двух­этажных и шесть одноэтажных зданий, а также земельный участок общей площадью 4,7 га. Сумма сделки составила около 142 млн руб. Тогда же ДИО продал автопарк на Менжинского, 54, компании «УТК „Дизель“» за 100 млн руб. Объекты были проданы на основании преимущественного права выкупа, которое определено федеральным законом №159. Закон предполагает выкуп арендуемого имущества субъектом малого или среднего предпринимательства в течение непрерывного периода времени. Оба автопарка были реализованы структурам, близким к бизнесмену и соучредителю НП «Единый союз перевозчиков» Олегу Боровику.

Претензии к сделкам возникли у Пермской городской думы, она оспорила их в суде. Суд первой и второй инстанции отказал депутатам по двум искам, а кассационная инстанция отправила дело на новое рассмотрение. В сентябре Семнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции по автопарку на Автозаводской, 5: имущество автопарка должно быть возвращено в собственность города, а ранее уплаченные денежные средства возвращены ООО «Закамский автобус». Сейчас ООО и ДИО подали кассационные жалобы. В конце ноября депутаты Пермской гордумы одобрили заключение мирового соглашения по иску о приватизации автопарка на Автозаводской, 5. По его условиям, дума отказывается от взыскания имущества бывшего муниципального автопарка, если покупатель — ООО «Закамский автобус» — откажется от взыскания 141,9 млн руб. из бюджета Перми. Однако господин Еремин сообщил „Ъ“, что не намерен заключать мировое. Заседание суда назначено на сегодня, 14 января.

Депутат гордумы Павел Ширев, ранее настаивавший на возвращении автопарков в муниципальную собственность, отметил, что решение суда уже вступило в законную силу, и усомнился, что его удастся обжаловать. «Решение вернуть автопарк было законным и обоснованным. Я думаю, что применение этому имуществу будет найдено», — говорит господин Ширев. Он также заметил, что не знает суть кассационной претензии департамента имущественных отношений. «Но я предполагаю, что кассационная инстанция не может заключать мировое соглашение, это возможно только в первой инстанции, поскольку решение уже в стадии исполнения. Уже поздно переигрывать, теперь нужно решить, как сделать так, чтобы все были довольны: и имущество вернули, и бюджет города не пострадал», — говорит народный избранник.

Собеседник в мэрии сообщил „Ъ“, что до последнего момента перевозчики готовы были заключить мировое соглашение, но при этом просили дать им дополнительные маршруты, однако в итоге стороны не смогли договориться. Источник считает, что самостоятельно директор «Закамского автобуса» не мог принять решение об отказе от мировой. По его мнению, за решением стоят владельцы холдинга. Собеседник уверен, что мэрия и без помощи перевозчиков может победить в суде.

Отметим, что в конце года администрация Перми не­ожиданно разорвала договоры с перевозчиками из холдинга «Мега-Групп» Сергея Караева по двум закамским маршрутам — №20 и 64. В итоге нового отбора один из маршрутов — №20 — достался транспортной компании, входящей в ЕСП («Закамский автобус — 3»). Маршрут №64 остался у прежнего перевозчика.

Собеседник, близкий к ЕСП, сообщил „Ъ“, что перевозчик не шантажировал чиновников. Он напомнил, что в результате проведенных в 2014–2015 годах конкурсов по распределению городских маршрутов два из них — №20 и 64, которые ранее обслуживали автобусы парт­нерства ЕСП, были отданы структурам «Мега-Групп». ЕСП, в свою очередь, получил маршрут №60, на котором работало «Мега-Групп». По словам собеседника, перевозчик предлагал восстановить статус-кво — поскольку именно под объемы перевозок покупалась муниципальная недвижимость.

Сам Олег Боровик сообщил „Ъ“, что партнерство решило отказаться от мировой из-за вступившего в силу закона №220, который предписывает заключать с перевозчиками лишь краткосрочные договоры на обслуживание маршрутов — годичные. При этом он подтвердил, что выкуп автопарков без фронта работ не имел экономического смысла. «Спасибо депутатам, которые приняли такое решение», — отметил предприниматель.

Ирина Пелявина, Вячеслав Суханов

Вся лента