У сирийского урегулирования не сходятся списки
Согласование участников переговоров с Башаром Асадом идет с трудом
В Женеве вчера прошли переговоры по Сирии в формате Россия--США--ООН. В преддверии намеченных на 25 января межсирийских консультаций с участием представителей оппозиции и властей Сирии вчерашняя встреча имела особое значение. В рядах Международной группы в поддержку Сирии (МГПС), обеспечивающей дипломатическую поддержку предстоящих консультаций, до сих пор не сумели договориться о том, какие из групп сирийской оппозиции могут быть допущены за стол переговоров, а какие следует занести в список террористических организаций. В МИД РФ "Ъ" вчера заверили: без согласования этих списков никакого "движения вперед не будет".
Подготовка переговоров между правительством и оппозицией Сирии, которые должны пройти впервые с момента фактического провала конференции по мирному урегулированию в Сирии "Женева-2" (см. "Ъ" от 11 февраля 2014 года), вступила в решающую стадию. Первый за два года раунд межсирийских консультаций запланирован на 25 января. Впрочем, в рядах МГПС, в состав которой входят РФ, США, Саудовская Аравия, Иран и более десятка других государств, а также ООН, ЕС, Лига арабских государств, признают: условия для старта переговоров пока не созданы.
Ключевых препятствий два: не согласован список потенциальных участников переговоров от оппозиции, а также перечень воюющих в Сирии группировок, которые следует признать террористическими. По второму вопросу ранее удалось достичь прогресса, однако он был незначительным: к состоявшемуся в середине декабря раунду консультаций МГПС был подготовлен базовый список из почти 170 группировок, воюющих в Сирии. Каждая из стран-участниц выставляла отметки напротив тех групп, которые считает террористическими. Согласия удалось достичь фактически только по двум организациям — запрещенным в России "Исламскому государству" и "Джебхат ан-Нусре". Иордания, ответственная за подготовку базового списка, до сих пор отказывалась раскрывать содержимое списка, обещая сделать это в ходе ближайших консультаций МГПС.
Вчера по итогам женевской встречи заместитель главы МИД РФ Геннадий Гатилов констатировал: "Списки террористических организаций требуют дальнейшей проработки и согласования". В переговорах также участвовали помощник госсекретаря США по Ближнему Востоку Энн Паттерсон и спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура.
Вопрос о составе делегации оппозиции до последнего момента был источником не менее серьезных разногласий. Так, усилия Саудовской Аравии по проведению 10 декабря 2015 года в Эр-Рияде конференции с участием различных групп сирийской оппозиции, на которую были приглашены среди прочих "Ахрар аш-Шам" и "Джейш аль-Ислам", не встретили поддержки в Москве, которая настаивает на включении их в список террористических организаций. Одобренный же по итогам конференции в Эр-Рияде список потенциальных участников переговоров с сирийским правительством, куда вошли шесть членов Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил, шесть участников других группировок и еще 13 оппозиционеров, базирующихся как в Дамаске, так и за рубежом, Москва не одобрила (см. "Ъ" от 11 декабря 2015 года). Вчера вечером господин Гатилов заявил, что "контакты в Женеве с представителями некоторых групп сирийской оппозиции" продолжатся сегодня. "Чрезвычайно важно к 25 января согласовать оба списка,— заявил вчера источник "Ъ" в МИД РФ.— Без этого движения вперед не будет". Времени, однако, остается немного.