АвтоВАЗ обогнал рынок
Продажи тольяттинского завода по итогам прошлого года сократились на 30,5 %
Продажи АвтоВАЗа по итогам 2015 года упали на 30,5 %, до 269 тыс. машин. В то же время доля Lada на российском рынке в 2015 году выросла примерно на 1,5 п. п. и составила 17,9 %. Кроме того, падение продаж АвтоВАЗа оказалось не таким существенным, как в целом по рынку, который просел примерно на 36 %. В 2016 году АвтоВАЗ надеется увеличить продажи и достичь доли 20 %. По мнению экспертов, автопроизводитель может достичь запланированных результатов, но, в частности, вследствие более динамичного сокращения продаж у конкурентов.
По итогам 2015 года АвтоВАЗ продал 269 тыс. Lada, что на 30,5 % меньше, чем за аналогичный период 2014 года (тогда автопроизводитель реализовал 387,3 тыс. автомобилей). В то же время доля Lada на российском рынке в 2015 году увеличилась примерно на 1,5 п. п. и составила 17,9 %. Об этом „Ъ“ вчера сообщили в пресс-центре предприятия.
На АвтоВАЗе также отметили, что падение продаж Lada оказалось не таким существенным, как общее по автомобильному рынку РФ, который по итогам прошлого года, по данным компании, просел примерно на 36 %. Эти данные подтверждает опубликованная вчера официальная статистика Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По ее информации, в 2015 году российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей снизился на 35,7 %, или на 890,18 тыс. машин, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В 2015 году было продано всего 1,6 млн автомобилей. По данным АЕБ, самой продаваемой моделью в России по итогам 2015 года стала Lada Granta (120,18 тыс. штук), которая обогнала Hyundai Solaris (114,64 штук) и Kia New Rio (93,648 штук).
«Декабрь с продажами 147 тыс. автомобилей оказался лучшим месяцем в 2015 году, оставаясь в то же время чрезвычайно далеким от абсолютного декабрьского рекорда, равного 270 тыс., показанного годом ранее. Ожидания от наступившего года не очень высокие. Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 год — 1,53 млн автомобилей при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора. В таком случае представляется возможным остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5 % в годовом исчислении. Это было бы некоторым прогрессом в сравнении с драматическим снижением в недавнем прошлом. Однако надо помнить, что не известно, когда в конце концов рынок стабилизируется и вернется к столь необходимому росту», — цитирует слова председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера пресс-служба ассоциации.
В 2016 году АвтоВАЗ не теряет надежды получить 20 % на рынке. Повысить продажи автопроизводитель надеется, в том числе, за счет вывода на рынок своих новинок. В сентябре на площадке в Ижевске завод начал серийное производство Lada Vesta, ее продажи стартовали 25 ноября. А в середине декабря в Тольятти начался серийный выпуск Lada Xray, старт продаж которой состоится 15 февраля 2016 года.
Однако, как ранее писал „Ъ“, итоги первого месяца продаж Lada Vesta неоднозначны. Всего было продано 2,78 тыс. машин, при этом аналитики и источники на рынке надеялись, что АвтоВАЗ сможет реализовать до конца года порядка 5 тыс. Vesta. По данным автопроизводителя, в продажах участвовали 145 дилерских центров, при том что всего у завода около 350 дилеров. В компании говорят, что пиковые продажи пришлись на Москву и Санкт-Петербург, где было реализовано около 20 % Vesta. В то же время, по мнению экспертов, судить по декабрю прошлого года об успехе запуска модели не стоит, так как она должна себя хорошо зарекомендовать. «Сейчас не отыгран выпуск новой Vesta, которая еще вполне может показать рост продаж как в первом полугодии, так и в течение всего года, поскольку в своем сегменте Lada является на сегодняшний день наиболее востребованным автомобилем», — объясняет руководитель «Алор брокер» в Самаре Евгений Киселев.
По мнению директора по развитию автокредитования Локо-банка Андрея Ермакова, в 2016 году АвтоВАЗ может показать небольшой рост продаж, в целом по итогам года может быть продано 270–280 тыс. автомобилей.
Евгений Киселев добавляет, что в текущем году тольяттинский завод столкнется с общими для рынка проблемами — продолжающимся снижением курса рубля, ростом темпов инфляции и индекса потребительских цен. «АвтоВАЗу придется работать в общих со всеми условиях, даже несмотря на ряд конкурентных преимуществ, таких как крайне низкий уровень импортных комплектующих, государственная поддержка, новый модельный ряд и возможность менее значительной, чем в среднем по рынку, индексации цен. Да, судя по всему, у компании есть все шансы на то, чтобы увеличить рыночную долю до 20 % и даже пойти дальше, но происходить это будет и по вполне естественным негативным для рынка причинам, а именно вследствие более динамичного сокращения продаж у конкурентов», — считает господин Киселев.