Думский комитет по безопасности защитил общественников
Депутаты переработают правительственный законопроект об общественном контроле в тюрьмах
Общественные наблюдатели вправе обсуждать любые проблемы с теми, кто сидит в тюрьме или попал в следственный изолятор, а стать наблюдателем можно без рекомендаций региональной общественной палаты. Так решил вчера думский комитет по безопасности, раскритиковав правительственный законопроект, корректирующий правила общественного контроля в пенитенциарной системе. Представители Минюста согласились с позицией депутатов.
Думский комитет по безопасности рассмотрел вчера правительственный законопроект, обновляющий правила «общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания». «Эти новации вызывают серьезные опасения», заявил зампред комитета Александр Хинштейн («Единая Россия»), согласившись с экспертным заключением президентского совета по правам человека (СПЧ), который в конце декабря прошлого года предостерег от подобных способов совершенствования общественного контроля.
Прежде всего, комитет не понимает, почему правительство решило, что правозащитник, который имеет «осужденных близких родственников», не вправе быть членом общественной наблюдательной комиссии (ОНК), создающейся для защиты прав арестованных и заключенных. «Это абсурдная ситуация,— уверен господин Хинштейн.— Потому что осужденных родственников могут иметь полицейский, задержавший гражданина, следователь, расследовавший его дело, конвоир, а также все работники системы исполнения наказаний». Но права общественника правительство предлагает ограничить, хотя «все его полномочия лишь в том, что он имеет право посещать места заключения и сигнализировать о выявленных нарушениях», подчеркивает единоросс.
Не согласен думский комитет и с намерением правительства ограничить круг вопросов, которые члены ОНК вправе обсуждать с заключенными или подследственными. «Круг предлагается сузить до того, чтобы можно было обсуждать жалобы на бытовое содержание, а все остальные вопросы вымываются»,— отметил господин Хинштейн, который уверен, что «это подрывает саму идею создания общественных комиссий».
Кроме того, единоросс категорически против того, чтобы менять порядок формирования ОНК, который действует с 2008 года, когда был принят закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания». По закону состав ОНК формирует всероссийская Общественная палата (ОП), куда своего представителя вправе рекомендовать любая общественная организация, действующая в стране не менее пяти лет. Правительство же предлагает, чтобы рекомендации претендентам давали общественные палаты субъектов РФ, которые получат фактически монопольное право направлять персональные предложения в ОП РФ. «То есть вводится дополнительный фильтр»,— убежден зампред комитета по безопасности.
«Что в этом плохого? — поинтересовалась глава комитета по безопасности Ирина Яровая.— Совершенно логично, что региональные палаты, которые дают предложения от регионов, обладают достаточной информацией». Региональные палаты и сейчас наряду с общественными организациями вправе рекомендовать своих представителей ОП РФ, но они «не имеют функции фильтра», ответил господин Хинштейн, отметив, что «фильтр усложняет любой процесс». Вводя «фильтр», правительство фактически меняет порядок формирования ОНК, никак не пояснив, чем «плох или почему неэффективен» прежний порядок, считает депутат.
При этом в пояснительной записке правительство утверждает, что законопроект разработан в исполнение поручений президента с учетом предложений советника президента Михаила Федотова (главы СПЧ), сообщил другой зампред комитета Дмитрий Горовцов («Справедливая Россия»). «Что, норма о “судимости родственников” и о “фильтре” содержится в поручении президента?» — спросил справоросс у замминистра юстиции Юрия Любимова, который представлял вчера правительство на заседании комитета. Господин Любимов заявил, что подобных норм «поручение президента содержать не могло», а также сообщил, что Минюст «не настаивает ни на одной из этих трех позиций», по которым возникли претензии у депутатов, поэтому решение по ним «передает на усмотрение комитета».
В итоге было решено, что правительственный законопроект может быть одобрен в первом чтении при условии, что ко второму чтению будут учтены все замечания комитета по безопасности. Впрочем, может ли быть одобрен проект в первом чтении, решит на следующей неделе думский комитет по делам общественных объединений — головной в вопросах общественного контроля. Этот же комитет должен будет решить, стоит ли допускать в ОНК представителей общественных организаций, которые считаются «иностранными агентами». Правительство предлагает не допускать.