Сытый богатому не товарищ
В отсутствие денег правительству придется стимулировать или инвестиции, или потребление
Совещания в правительстве по бюджетным вопросам на прошлой неделе были в основном безрезультатны. Министр финансов Антон Силуанов в субботу признал: выпадающие доходы бюджета-2016 при цене нефти в $25 за баррель составят 3 трлн руб., а сокращение расходов на 10% даст экономию не более чем на 0,5 трлн руб. В правительстве все активнее обсуждают среднесрочную стратегию, а не тактические вопросы 2016 года.
В пятницу у премьер-министра Дмитрия Медведева завершилась серия совещаний в правительстве по текущим вопросам пересматриваемого бюджета-2016 и связанных с ним макропрогнозов. Напомним, текущая задача Белого дома почти нерешаема: при нефти Urals выше $35 за баррель 25 декабря было принято решение о сокращении около 40% расходов бюджета на 10%, к 15 января, когда ведомства уже сдали свои предложения в Минфин, выяснилось, что Urals стоит уже ниже $30 за баррель. Таким образом, сценарий среднегодовой цены нефти в $40 за баррель может оказаться оторванным от реальности. "Оценка среднегодовой цены $30-40 за баррель вполне возможна",— признал глава Минфина Антон Силуанов, который еще 15 января сообщал, что новый бюджет 2016 года будет рассчитан из $40 за баррель. Министр в субботу и воскресенье дал два телеинтервью (ВГТРК и НТВ), где констатировал: при цене нефти $25 за баррель выпадающие доходы бюджета составят 3 трлн руб. к действующему закону о бюджете (при $40 за баррель — 1,1 трлн руб.). При этом десятипроцентное сокращение бюджета — видимо, предел: дальнейшее сокращение изменит саму его структуру. Очевидно, речь о том, что решения по структуре могут быть только политическими и изменят правительственный экономический курс.
При невозможности "угадать" среднегодовую цену на нефть в 2016 году Белому дому уже сейчас приходится обсуждать вопросы не тактики, а стратегии — следы таких обсуждений в закрытом режиме уже появляются в ведомственной переписке. Так, в пересмотренном в начале 2016 года прогнозе Минэкономики, представленном в проекте на совещании в пятницу, больше не закладываются предположения об увеличении в 2016 году розничного кредита и "сдвиге в пользу роста оплаты труда". Нет в нем и восстановления запасов, вслед за которым ВВП в прежних расчетах Минэкономики должен был вырасти на 0,7%. Текущий базовый прогноз — экономика в 2016 году сократится на 0,8%. Негативную разницу с прогнозами октября 2015 года в 1,1 процентного пункта оплатят в основном домохозяйства — реальные располагаемые доходы просядут еще на 4% (на 3,8% за 2015 год), реальные зарплаты — на 3,5% (8,9%), безработица увеличится до 6,3% (5,8%), частное потребление снизится на 2,5% (9,8%).
Но сокращения зарплат и увольнения позволят компаниям уже в 2016 году начать наращивать инвестиции — как и прежде, полагают прогнозисты Минэкономики, что позволит добиться стагнации производительности труда после ее сокращения на 3,4% в 2015 году. И хотя за 2016 год капвложения снизятся на 5%, импорт, по оценкам ведомства, будет расти быстрее экспорта, а чистый отток капитала в 2016 году сократится до $50 млрд при профиците текущего счета в $38,3 млрд.
Этот прогноз Минэкономики пока больше похож на пожелание изменения экономической политики, а схожие идеи осторожно высказывались ранее и Минфином. Но идея "наращивания корпоративных инвестиций за счет сокращения частного потребления" в Белом доме конкурирует с идеей "стимулирования частного потребления как меры поддержки роста ВВП" — и тут правительство вряд ли сохранит единство. Возможно, открыто дискуссия начнется 18 января на совещании о макропрогнозе до 2030 года. Глава Минэкономики Алексей Улюкаев намерен представить первую версию документа к февралю. Минфин же, по данным "Ъ", еще в середине января предлагал вообще отказаться от этого документа до 2017 года.