ВТБ запросил дозаправку в воздухе
Банку нужны дополнительные госгарантии по кредитам "Трансаэро"
Как стало известно "Ъ", часть кредитов ВТБ, выданных для прекратившей в прошлом году работу "Трансаэро", оказалась не обеспечена госгарантиями. Речь идет о 1,5 млрд руб., предоставленных "по просьбе правительства" в марте 2015 года и подкрепленных лишь "заверением" о будущих госгарантиях. Теперь ВТБ просит добавить эту сумму к другому кредиту авиакомпании на 9 млрд руб., покрытому гарантиями. Впрочем, по мнению экспертов, ВТБ будет трудно добиться этого на фоне сложностей в российской экономике.
Глава ВТБ Андрей Костин в конце декабря направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо (копия есть у "Ъ"), попросив расширить объем компенсации по кредиту, выданному "Трансаэро" в конце 2014 года под госгарантии. Дополнительные компенсации необходимы, чтобы покрыть кредит на 1,5 млрд руб., предоставленный авиакомпании "по просьбе правительства" в марте 2015 года в "рамках экстренной помощи", говорится в документе. Кредит был выдан для погашения срочных обязательств авиакомпании по облигациям, а также для "недопущения банкротства и остановки деятельности". Господин Костин отмечает, что банк получил "заверения от правительства" о том, что по кредиту будет предоставлена 100-процентная госгарантия, но в итоге ВТБ ее так и не получил.
Теперь банк попросил правительство добавить 1,5 млрд руб. к другому выданному "Трансаэро" кредиту на 9 млрд руб., где в качестве обеспечения присутствует госгарантия, дав соответствующее поручение Минфину. В письме говорится, что ВТБ и министерство "уже обсуждают" механизм компенсации по этому кредиту. Эту информацию "Ъ" подтвердили в Минэкономики. Представитель господина Дворковича переадресовал запрос "Ъ" в Минфин, поскольку письмо господина Костина "расписано министерству". В Минфине на запрос "Ъ" не ответили, в ВТБ отказались от комментариев. В опрошенных "Ъ" других банках--кредиторах "Трансаэро" сообщили, что просьба о расширении объема компенсаций по выданным авиакомпании кредитам "относится только к ВТБ", поскольку перед остальными банками существует "давняя задолженность, выданная до 2015 года".
Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта "Трансаэро" 26 октября 2015 года после внеплановой финансово-экономической проверки. Комиссия, проводившая ее, единогласно пришла к выводу, что "Трансаэро" больше не может сама обслуживать свою задолженность. На начало июня она составляла около 260 млрд руб., из них 85 млрд руб. приходилось на долг перед банками: самым крупным кредитором ВТБ (12,7 млрд руб.), Сбербанком, МКБ, Новикомбанком, Россельхозбанком, Промсвязьбанком, МФК, Альфа-банком, Абсолют-банком, МТС-банком и другими. В октябре Сбербанк обратился в суд с иском о банкротстве перевозчика. Суд признал обоснованным долг 402 млн руб. и ввел процедуру наблюдения на полгода. Ходатайство о включении требований в реестр кредиторов также подали ВТБ и Альфа-банк.
Перспективы обращения ВТБ пока неоднозначны — как показывает практика, даже наличие письменного договора, подтверждающего выдачу госгарантий, не означает, что Минфин произведет соответствующие выплаты. В такой ситуации оказался Россельхозбанк (РСХБ), кредитовавший сельхозпредприятия под госгарантии. После того как заемщики в 2012 году не смогли вернуть заемные средства, банк обратился к Минфину, но получил отказ. В результате вопрос о выплате по гарантиям пришлось решать судам, которые согласились удовлетворить далеко не все иски РСХБ.
Старший юрист BMS Law Firm Денис Фролов считает возврат средств ВТБ через расширение объема госгарантий "малореализуемым". С учетом весьма сложной ситуации в экономике выделение 1,5 млрд руб. из бюджета должно быть "обоснованным и целесообразным", а в отношении перевозчика уже введена процедура банкротства, отмечает эксперт. При этом, подчеркивает господин Фролов, в случае с "Трансаэро" есть и другие сопоставимые кредиторы, чьи средства, в отличие от ВТБ, вообще не были ничем гарантированы.