Популизм по-польски в залог не принимается
Мониторинг / рейтинги
Польша вышла из категории стран с высокой кредитной устойчивостью по версии Standard & Poor`s (S&P). В пятницу агентство снизило инвестрейтинг страны на одну ступень — с A- до BBB+, выставив негативный прогноз и по новой кредитной оценке. Рейтинг Польши был снижен впервые с 2007 года — теперь он сопоставим с оценками Испании, Мексики и Перу, а от неинвестиционной категории (ниже BBB-) страну отделяют две ступени. Другие два агентства пока сохраняют более высокие рейтинги: Fitch — A-, Moody`s еще на ступень выше — А2.
Главной причиной пересмотра в S&P называют политику нового правительства — его состав утвержден в октябре. В агентстве негативно оценили реформы управления Конституционным судом и гостелеканалами и найма госслужащих. В частности, правительство, получило возможность утверждать состав судей суда и назначать гендиректоров каналов, также приостановлены контракты госслужащих, занимающих высокие должности, и устранена обязательная привязка к партийной принадлежности кандидата (предполагается, что это позволит правительству изменить структуру его аппарата). "Новые меры ослабляют независимость и эффективность ключевых институтов",— предупреждают в S&P, указывая, что следующим объектом реформ может стать деятельность Нацбанка Польши. Аналогичные попытки ранее предпринимало и правительство Венгрии, но под угрозой введения санкций от Еврокомиссии кабинет Виктора Орбана отменил реформу.
Среди угроз инвестклимату в стране в S&P называют также введение дополнительных налогов на зарубежные банки, страховщиков и крупных ритейлеров с зарубежными владельцами. Вкупе с вероятными задержками проведения приватизации убыточных госкомпаний и реформы пенсионной системы это приведет лишь к увеличению дефицита бюджета, предупреждают в агентстве. Напомним, во время еврокризиса Польша считалась одной из наиболее устойчивых экономик в Европе (см. график), чему способствовало сохранение гибкого курса нацвалюты (формально страна обещала присоединиться к зоне евро, но в ближайших планах властей отказ от нацвалюты не значится). Однако по мере исчерпания фактора недорогой рабочей силы темпы роста будут замедляться — с 3,5% в 2015-м до 3,2% в 2018-м, прогнозируют в S&P.