Известный спортсмен может умереть в СИЗО без врачебной помощи
Чемпион мира по боям без правил Амар Сулоев нуждается в срочной госпитализации, однако суд продолжает держать его в следственном изоляторе.
Один из подсудимых по делу Сергея Зиринова, известный спортсмен Амар Сулоев, тяжело болен. У него серьезные проблемы с желудком, за последнее время он потерял более 20 кг, есть подозрение на рак. Но чтобы исключить или подтвердить этот диагноз, Сулоева надо госпитализировать. Три дня адвокаты Амара отчаянно добивались, чтобы его срочно отправили в больницу. Защитников поддержала даже сторона обвинения. Но судья Олег Волков был непреклонен. Он несколько раз отказывал сторонам в их просьбе, настаивая на продолжении процесса.
От ринга до СИЗО
Амар Сулоев, чемпион мира по боям без правил, в 2000 году представлял Россию на чемпионате мира в Бразилии, где завоевал один из трех чемпионских поясов. На профессиональной арене провел 31 бой. В 24 боях одержал победу. После завершения спортивной карьеры Сулоев ушел в бизнес, став успешным предпринимателем в Анапе. До весны 2013 года к суду на привлекался, в криминальной деятельности замечен не был.
Однако 26 марта 2013 года 38-летний Амар Сулоев был задержан в одном из санаториев Ессентуков в рамках так называемого «дела Зиринова». По версии следователей, кубанский экс-депутат регионального парламента Сергей Зиринов в конце 90-х занялся бандитизмом. Амару Сулоеву сторона обвинения инкриминирует соучастие в покушении на жизнь казачьего атамана Нестеренко. Один из фигурантов дела заявил, что Сулоев был водителем киллера в тот день, когда произошло покушение. Все обвинение в отношении Сулоева построено только на этих показаниях. Других оснований для содержания экс-чемпиона мира под стражей нет.
Кроме того, в деле ареста Амара Сулоева есть множество невыясненных обстоятельств. Так, после ареста у спортсмена бесследно пропали дорогие часы, новый автомобиль Audi А6 и деньги с банковской карты. Попытки супруги Сулоева найти пропавшее имущество через заявления в правоохранительные органы Краснодарского края ни к чему не привели. И только жалобы в вышестоящие инстанции в Москве дали результат. Через пять месяцев ей позвонили из краснодарского УФСБ и сообщили, что машина находится на стоянке управления. Выяснилось, что все это время силовики пользовались чужим имуществом. Новый автомобиль выглядел как изрядно подержанный. Более того, с кредитной карточки Сулоева, также изъятой при задержании, пропали 130 тыс. руб. Видео с камер наблюдения банкоматов оказались уничтоженными.
Реальная угроза жизни
В конце декабря состояние здоровья Амара Сулоева, содержащегося в СИЗО, резко ухудшилось. Недавно сильный и крепкий спортсмен буквально высох за новогодние праздники. За 15 дней он похудел на 22(!) кг. Еще месяц назад он говорил врачам в СИЗО, что у него, вероятно, обострение язвы. Однако его там просто игнорировали.
12 января текущего года начало очередного заседания по «делу Зиринова» задержали на 20 минут. Выяснилось, что задержка произошла потому, что одному из подсудимых, Амару Сулоеву, стало плохо и ему вызвали врача. Приехавший врач скорой помощи сообщил суду, что у обвиняемого желудочное кровотечение, ему необходимы срочная госпитализация и обследование. Впрочем, судья Олег Волков, вместо того чтобы выполнить рекомендацию врача, отложил заседание на день.
Вечером 12 января Амара Сулоева все-таки отвезли под конвоем в 20-ю больницу Ростова-на-Дону. У него взяли анализы и сделали гастроскопию. Никакого документа о результатах обследования ему не выдали. Только со слов врачей Амар узнал, что у него обострение язвы и химический ожог пищевода. Примечательно, что по результатам гастроскопии врачи 20-й больницы рекомендовали биопсию, то есть изучение тканей желудка на наличие рака. Однако провести сразу эту процедуру там отказались, объясняя тем, что это невозможно по техническим причинам.
На следующий день Сулоева доставили из СИЗО не в больницу, а в Северо-Кавказский военный суд. При этом он был в таком тяжелом состоянии, что не мог даже сидеть на скамье для подсудимых — он на ней все время лежал.
— После обследования в 20-й больнице врачи СИЗО принесли мне какую-то таблетку. На этом лечение закончилось,— рассказал суду Амар Сулоев.
— Как вы питаетесь последние 15 суток? — спросил у подсудимого военный прокурор Владислав Мезин.
— Никак.
— Вы какую-то пищу принимаете?
— Пытаюсь, но меня постоянно рвет.
Его тошнит кровью. Пить воду Амар Сулоев начал только на днях — ранее даже попытка выпить немного воды вызывала у него рвоту. У него резко упало артериальное давление, постоянно кружится голова.
Суд непреклонен
Адвокат подсудимого Александр Первачев ходатайствовал об отложении судебного заседания. Защита неоднократно повторяла суду, что отсутствие необходимого лечения может привести к необратимым последствиям, в том числе и к смерти подсудимого.
Даже сторона обвинения полностью поддержала защиту. Амар Сулоев, «мягко говоря, не выглядит здоровым человеком», отметил прокурор Александр Коробейников. Обвинение заявило судье необходимость срочно госпитализировать Сулоева, чтобы провести полное медицинское исследование, установить диагноз и назначить лечение.
«Сегодня тот редкий случай, когда мы полностью солидарны с защитой»,— отметил прокурор.
Однако судья не согласился с этой позицией и в ходатайстве защиты отказал. Олег Волков сослался на справку из СИЗО, в которой говорилось, что состояние Амара Сулоева удовлетворительное. Председательствующий заметил, что других документов, на основании которых можно было принять решение о госпитализации, в материалах дела не имеется. Карту вызова скорой помощи, в которой сказано, что врач рекомендовал госпитализацию и лечение, судья не приобщил к материалам дела по формальным причинам: фельдшер сделал в ней ошибку и вместо фамилии «Сулоев» написал «Сувоев». Затем председательствующий Волков продолжил рассматривать дело в обычном режиме и прервался на перерыв до следующего дня лишь к вечеру.
Тем самым судья сделал все для того, чтобы тяжелобольной Амар Сулоев остался без квалифицированной медицинской помощи. После второго заседания подсудимый снова был отправлен в СИЗО. Все, чем ему там помогли,— это дали какую-то неизвестную таблетку утром 14 января и отправили под конвоем снова в суд. Если бы не безразличное отношение судьи, то, возможно, уже 14 января Сулоев был бы госпитализирован. В справке из СИЗО говорилось, что в этот день больного планировали положить в больницу, но «обследование и лечение было перенесено на 15 января в связи с отправкой больного в суд».
В суде Амар Сулоев снова обратился к Волкову.
«Ваша честь, мне все хуже и хуже. Это какой-то замкнутый круг. Я не могу участвовать в процессе. Из суда меня возвращают в СИЗО, где никому нет дела до моего состояния, никто не занимается моим лечением. Я не пытаюсь вызвать у вас жалость. Я могу вынести все, что хотите. Но для чего я здесь нужен? Я толком не понимаю, что происходит. Ничего не слушаю. У меня кружится голова. Шумит в ушах. Потеря веса продолжается. Я прошу вас отнестись с пониманием и перенести заседания».
Когда судья в очередной раз отказал в просьбе подсудимому и постановил продолжить заседание, защита заявила ему отвод. Судья, вернувшись после перерыва и посовещавшись сам с собой, отвод себе не удовлетворил.
«Наш подзащитный медленно умирает»
Пока Волков писал отказ самому себе в отводе, Амару Сулоеву снова вызвали скорую. На этот раз ему поставили капельницу с витаминами и микроэлементами, необходимыми для поддержания жизнедеятельности организма.
После того как скорая уехала, адвокаты снова ходатайствовали перед судом, чтобы Амара Сулоева срочно госпитализировали, на этот раз — именно в онкологический центр Ростова. Обратив особое внимание на то, что в протоколе эндоскопического исследования 20-й больницы, который секретарь суда представил сторонам процесса на обозрение, говорится, помимо язвы желудка и химического ожога пищевода, о возможном онкологическом заболевании желудка. И описание состояния желудка Сулоева в эндоскопическом исследовании соответствует клиническому описанию рака желудка.
Между тем начальство СИЗО почему-то планирует отправить больного в туберкулезную больницу. Там только три отделения: туберкулезное, терапевтическое и хирургическое. Врачи-онкологи в этой больнице не работают.
Защита просила судью подойти к этому ходатайству неформально и пояснить, какие есть препятствия для того, чтобы поместить Амара Сулоева именно в онкологический центр. Они также просили суд оказать содействие в проведении биопсии подсудимому Сулоеву.
«Это на сегодня единственный способ диагностики рака, и это то, от чего по непонятным причинам отказались врачи 20-й больницы»,— заявили адвокаты.
Судья отложил заседания до 19 января. В остальном защите опять было отказано. Председательствующий отметил, что направление подсудимого в те или иные медицинские центры не входит в полномочия суда. Вероятность рака достаточно велика. Это видно даже из одного эндоскопического исследования, выданного 20-й больницей.
«Выводы этой недели весьма неутешительные. Наш подзащитный медленно умирает, а десять адвокатов и четыре прокурора никак не могут добиться от суда медицинской помощи»,— заявил адвокат спортсмена Александр Первачев.
На момент верстки материала стало известно, что Амар Сулоев попал в реанимацию. Об этом в понедельник, 18 января, сообщила адвокат Анна Ставицкая.