Перетягивание процента
Официальная предвыборная кампания в США, которой был дан старт в Айове в минувший понедельник, началась с сюрпризов. Лидер гонки среди республиканцев Дональд Трамп пришел вторым, а Хиллари Клинтон стала первой среди демократов с минимальным перевесом.
В минувший понедельник в штате Айова прошли первичные выборы — республиканцы и демократы штата выбирали своих кандидатов на пост президента страны. Точнее, определяли, за кого будут голосовать делегаты от штата на съездах Демократической и Республиканской партий летом этого года.
На съезд Республиканской партии Айова посылает 30 делегатов из 2472, на съезд демократов — 44 из 4763. Тем не менее результаты праймериз в Айове традиционно считаются важными. Для начала, это первые, а потому психологически важные праймериз для обеих партий. Кроме того, статистики говорят, что в 50% случаев победитель республиканских праймериз в Айове становился официальным кандидатом в президенты страны от своей партии. Для демократов показатель несколько ниже — 43%.
В этом году результаты первичных выборов в Айове показали, что предстоящая президентская гонка будет полна сюрпризов. У демократов неожиданно острая борьба завязалась между признанным лидером гонки Хиллари Клинтон и самым опытным из кандидатов сенатором Берни Сандерсом, чьи политические взгляды из уважения к его возрасту и должности часто называют социалистическими. Кандидаты шли настолько вровень, что на некоторых участках победитель определялся подбрасыванием монетки. В итоге Клинтон победила с перевесом 0,3%. Впрочем, она тут же попыталась превратить свое неудачное выступление в абсолютную победу. По словам Клинтон, результаты выборов говорят о том, что демократы "наконец начали одну из самых важных, самых существенных дискуссий, которые только могут быть в демократической партии".
Удивительными оказались и итоги праймериз у республиканцев. Лидер предвыборной гонки Дональд Трамп, самый популярный у простых членов партии и самый ненавистный (из-за своей популярности) среди партаппаратчиков, казалось, смешавший все карты однопартийцам, пришел лишь вторым, причем не без труда. От третьего места, занятого Марко Рубио, члена сената Флориды, Трампа с его 24% отделял лишь один процент. Первым же с 28% голосов пришел сенатор из Техаса Тед Круз, который, впрочем, выступает с позиций, схожих с позицией Дональда Трампа.
Именно поэтому для истеблишмента Республиканской партии самым важным стала не победа Круза и не поражение Трампа, а удачное, настолько, насколько это возможно, выступление Марко Рубио, которого партаппаратчики вполне обоснованно считают едва ли не единственным избираемым кандидатом в президенты от республиканцев. Его результат в Айове дает надежду на то, что представители республиканского мейнстрима и крупные доноры волне могут сплотиться вокруг него и дать бой Крузу и Трампу. О том, насколько оправданны эти надежды, можно будет судить по результатам намеченных на этот вторник праймериз в Нью-Гемпшире, которые считаются одними из ключевых для обеих партий. Вот уже почти 70 лет кандидаты, плохо выступившие в Нью-Гемпшире, перестают быть серьезными фигурами в предвыборной кампании и довольно часто снимают свои кандидатуры уже на этом этапе. Кроме того, считается, что кандидат, "взявший" Нью-Гемпшир, обладает высокими шансами стать президентом США. Это представление частично основано на том, что из семи последних президентов США четверо побеждали на праймериз в Нью-Гемпшире.