Падение в пределах рынка
"Группа ЛСР" и ГК "Эталон" отчитались о результатах прошлого года
Падение продаж у "Группы ЛСР" в Петербурге в натуральном выражении составило 45%, по всем городам присутствия — на 39% в натуральном выражении. Продажи ГК "Эталон" упали на 16%. Несмотря на ухудшение результатов, представители строительных компаний не скрывают удовлетворения: от 2015 года ожидали худшего. Между тем, снижения цен, за исключением скрытых скидок, ожидать не стоит, предупреждают эксперты.
"Группа ЛСР" и ГК "Эталон" вчера опубликовали результаты 2015 года. Продажи ЛСР упали на 39% в натуральном выражении и на 36% в стоимостном. Спад реализации "Эталона" ниже — только 16% в натуральном выражении и 12% в стоимостном. Отчасти это объясняется более высокой базой ЛСР в 2014 году: компания продала 1,008 млн кв. м жилой недвижимости против 457,056 тыс. кв. м жилья у ГК "Эталон" за тот же период.
В 2015 году "Группа ЛСР" продала 611 тыс. кв. м жилья, из них 385 тыс. кв. м пришлось на Петербург. Стоимость всех заключенных с ЛСР контрактов составила 54,9 млрд рублей. ГК "Эталон" продажи по новым контрактам принесли 35,08 млрд рублей.
Председатель совета директоров ГК "Эталон" Вячеслав Заренков прогнозирует в следующем году рост продаж, которые, по его мнению, должны превысить даже результаты рекордного 2014 года: "Мы ожидаем, что продажи по новым контрактам ГК "Эталон" вырастут более чем на 20 процентов. Этому будет способствовать продолжающийся эффект от запуска новых площадей в 2015 году, а также дальнейшее расширение и диверсификация нашего портфеля продаж благодаря добавлению трех абсолютно новых проектов в 2016 году".
В компании подчеркивают, что рост на 20% ожидается в стоимостном выражении. Он будет выше роста в абсолютных показателях из-за инфляции. В 2015 году, по словам Вячеслава Заренкова, средняя цена квартир в жилых комплексах "Эталона" выросла на 7% в рублевом выражении.
Исполнительный директор строительной компании ЗАО "Ойкумена" Роман Мирошников отмечает, что клиенты "перенацеливаются на качественные проекты, где риски минимальны". В этих условиях имя девелопера может стать конкурентным преимуществом, несмотря на более высокие по сравнению с конкурентами цены. "Ожидать, что застройщики будут массово снижать цены в рублях, не стоит, но покупателей будут привлекать бонусы в виде скрытых скидок, таких как низкая ставка по ипотеке, парковочное место в подарок", — считает он.
"Цены снижаться не будут — почему они должны снижаться, если материалы дорожают? За этот год у нас цены выросли на 30 процентов, и будут расти еще", — поддержала коллегу директор по продажам УК Docklands.
Вице-президент NAI Becar Илья Андреев заметил, что результаты ЛСР и "Эталона" в целом отражают ситуацию на рынке. "Однако важно понимать, что в небольших компаниях падение продаж за прошлый год составило 50-60 процентов", — отмечает он.
При этом Илья Шуравин, управляющий партнер ГК Rusland SP, уверяет, что отдельные компании не потеряли в объемах реализованных метров и даже приумножили результат. "Это удалось за счет серьезного демпинга и интенсивной рекламы. Так один из наших клиентов в Петербурге по месяцу показал объем продаж, равный миллиарду рублей, благодаря более высоким затратам на маркетинг", — поделился эксперт.