Транзит набивает себе цену
Путь в Европу через Украину дорого обойдется "Газпрому"
Украинские власти официально подтвердили, что намерены настаивать на увеличении платежа за транзит российского газа по своей территории на 50%. Такой подход противоречит обязательствам "Нафтогаза Украины" по транзитному контракту с "Газпромом", но Киев рассчитывает договориться с российской компанией, в противном случае спор перейдет в Стокгольмский арбитраж. Пока же украинский транзит грозит стать самым дорогим маршрутом по поставке российского газа в Европу, что дает новые аргументы сторонникам строительства Nord Stream 2.
Украина, через которую идет около половины российского газа в Европу, собирается повысить стоимость транзита более чем в полтора раза — с $33,5 до примерно $55,8 за тысячу кубометров, заявил министр энергетики страны Владимир Демчишин. Переговоры об этом Киев хочет провести до конца января. Но в украинском Минэнерго признают, что изменить цену на прокачку Украина в одностороннем порядке не может, так как она определена в контракте "Нафтогаза Украины" и "Газпрома" до 2019 года. "Это переговорная позиция. Конечно, "Газпром" обращает внимание на предыдущий подписанный договор, который пока действует. Так что это непростые переговоры",— сказал Владимир Демчишин. В "Газпроме" ситуацию не комментируют.
Новые тарифы на услуги по транспортировке газа украинский тарифный регулятор (НКРЭ) установил 29 декабря прошлого года. До этого государство не регулировало стоимость транзитных услуг, она определялась соглашением между "Газпромом" и "Нафтогазом". Но весной 2015 года на Украине вступил в силу закон "О рынке природного газа", который, по мнению украинских властей, должен привести газовый рынок страны в соответствие с нормами европейского энергетического законодательства. Согласно им, тарифы на транспортировку газа устанавливает местный регулятор исходя из расходов оператора ГТС, доступных мощностей и учитывая одинаковую стоимость транзита газа и прокачки внутри страны. Формирование тарифов теперь осуществляется по схеме "вход-выход", также вводится условие ship-or-pay, по которому "Газпрому" придется в любом случае платить за мощности, как сейчас Киев платит даже за неиспользуемые реверсные газопроводы в Европе. По текущему контракту у "Нафтогаза" есть обязанность принять не менее 110 млрд кубометров российского газа для транзита, но у "Газпрома" нет обязанности поставить эти объемы, оплачивается же только фактически транспортированный газ. Глава НКРЭ Дмитрий Вовк заверил, что новые тарифы для "Газпрома" уже одобрены в секретариате Энергетического сообщества.
Тариф $56 за тысячу кубометров больше не только тарифа на транспортировку газа по газопроводу "Ямал Европа", но и выше текущего тарифа по Nord Stream через Балтийское море, следует из расчетов "Ъ". Сейчас "Газпром" собирается прокладывать Nord Stream 2 вместе с BASF, E.On, Engie, OMV и Shell. Решение Киева повысить плату за транзит российского газа может добавить аргументов "Газпрому" и его европейским партнерам, которые утверждают, что Nord Stream 2 является прежде всего не политическим, а коммерческим проектом.
Украинский независимый эксперт Валентин Землянский отмечает, что если Россия и Украина не смогут в течение трех месяцев договориться о стоимости прокачки, то вопрос будет передан в арбитраж. Сейчас в Стокгольме уже рассматривается иск "Нафтогаза" к "Газпрому" по транзиту, в котором "Нафтогаз" требует пересмотреть ряд ключевых положений контракта, в том числе и плату за прокачку. Валентин Землянский напоминает, что Украина не раз просила Россию о скидке на газ и получала ее, а также послабления по условию take-or-pay. "В ответ же Киев собирается нарушить контракт и поднять стоимость транзита",— говорит он. По словам господина Землянского, в таком случае совершенно уместны требования "Газпрома" об оплате газа, не выбранного Украиной в третьем квартале 2015 года. Вчера "Газпром" выставил "Нафтогазу" соответствующий счет на $2,5 млрд.