Покупатели здесь не ходят
Посещаемость торговых центров достигла минимумов
Предновогодние недели, которые традиционно обеспечивали ритейлерам бум продаж, остались в прошлом. По оценкам компании Watcom, за два последних года посещаемость торговых центров в этот период сократилась более чем на 20%, рынок продаж достиг дна, утверждают эксперты. Покупатели экономят буквально на всем, их пессимизм уже стоил владельцам торговых центров потери до 30% доходов по итогам прошлого года.
Посещаемость торговых центров на 52-й неделе прошлого года (21–27 декабря) сократилась на 1,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и на 20% в сравнении с показателями двухлетней давности, свидетельствуют данные компании Watcom. Рынок достиг дна, описывает ситуацию президент компании Роман Скороходов. «Посещаемость в период перед новогодними праздниками в этом году не оправдала ожидания ритейлеров, которые рассчитывали на значительный рост продаж»,— поясняет он. В период каникул снижение продолжилось: за первую неделю 2016 года торговые центры потеряли 7,26% клиентов по сравнению с предыдущей неделей и 5,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, отмечают в Watcom.
По данным совместного исследования Fashion Consulting Group и KupiVIP, еще в начале декабря на фоне роста цен в торговых сетях 76% покупателей планировали сэкономить на покупке одежды этой зимой и еще 60% рассчитывали сократить свои расходы на обувь. Все больше и больше людей переходят в так называемый режим экономичного, осторожного потребления: резко сократились в первую очередь спонтанные покупки, покупатель несколько раз подумает, поясняют в Fashion Consulting Group. Падение продаж в этом году закономерно и будет сохраняться, соглашается директор направления «Недвижимость» консалтинговой компании Strategy Capital Advisor Наталья Круглова.
Снижение количества клиентов фиксируют и ритейлеры. По оценкам гендиректора Inventive Retail Group Тихона Смыкова, за весь 2015 год трафик сократился на 15%, средний чек при этом увеличился в полтора раза. Операционный директор «Адамас» Дмитрий Баранов говорит о текущем снижении трафика на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но гендиректор Praktika Development Булат Шакиров уверен, что с проблемами сталкиваются далеко не все торговые центры. «Сейчас больше всего страдают новые объекты, которые открываются с большой долей вакантных площадей, и устаревшие здания, проигрывающие по своему наполнению, у топовых объектов число посетителей увеличилось»,— настаивает он. Господин Булатов уточняет, что в объектах его компании число посетителей в декабре увеличилось на 3–4%, а в среднем за год на 5–6%.
По оценкам госпожи Кругловой, за 2015 год доходы владельцев торговых центров сократились на 10–30% за счет снижения ставок, падения оборотов и ротации арендаторов. «Сейчас происходит постепенное снижение поступлений от аренды, которое не слишком заметно на фоне уже происшедших изменений и в большей степени связано с падением оборотов торговли, чем со снижением ставок как таковых — то есть от этого проигрывает и арендатор, и арендодатель»,— рассуждает госпожа Круглова. По оценкам консультантов компании «Магазин магазинов», в декабре арендные ставки в торговых центрах Москвы сократились на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В 2016 году негативная динамика сохранится: согласно консервативному сценарию Минэкономики, реальные доходы населения сократятся на 3,7%, а оборот розницы на 2,7%, и потребители будут максимально бережливыми.
По мнению директора по управлению компании BlackStone Keeping Company Ольги Штоды, падение посещаемости торговых центров и продаж ритейлеров пока не так велико, чтобы говорить о снижении на этом фоне стоимости аренды. «У арендодателей есть другие возможности: отказаться от индексации, перейти от фиксированной ставки на процент с оборота, подумать о предоставлении арендных каникул»,— перечисляет она. Господин Шакиров добавляет, что само по себе падение посещаемости объекта редко служит основанием для снижения арендной ставки. «Всегда нужно смотреть на проходимость конкретных магазинов и их оборот, который в 2015 году в некоторых случаях вырос на 30–40%»,— поясняет он.