Регион проиграл в стратегию
Программа развития Хабаровского края уперлась в федеральный центр
Вчера в ходе обсуждения проекта стратегии развития Хабаровского края до 2030 года академик Павел Минакир призвал не бояться интеграции с приграничным Китаем и не распылять инвестпроекты по территории субъекта, ограничившись тремя агломерациями. Региональные парламентарии посетовали на отсутствие в программе конкретных проектов, которыми мог бы гордиться край, а также на возросшую конкуренцию со стороны других регионов ДФО за инвестиции. Но самая главная, институциональная часть стратегии, от которой зависит успех всего предприятия, целиком зависит от воли федерального центра, сделали вывод участники дискуссии.
Вчера депутаты законодательной думы Хабаровского края обсудили проект стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года, разработка которой ведется по поручению губернатора Вячеслава Шпорта. Ее курирует Институт экономических исследований ДВО РАН. Сегодня пройдет заседание рабочей группы под председательством первого зампреда краевого правительства по экономике Василия Шихалева, где будут представлены сводные предложения и замечания, а затем с 25 января начнется разработка финальной версии документа.
Как пояснил депутатам представлявший документ директор Института экономических исследований Павел Минакир, одна из задач стратегии — «заставить огромное пространство региона работать в плюс». В частности, чтобы не распылять ресурсы по всей территории края, предлагается сосредоточить всю деятельность «в трех анклавах в южной зоне». Главным будет Хабаровская агломерация, которая захватывает часть соседней ЕАО. «Восточная часть ЕАО должна быть экономически интегрирована в пространство Большого Хабаровска. Развитие Большого Хабаровска — это два в одном, промышленно-сервисная часть и аграрно-индустриальная часть. Есть прекрасные возможности сделать компактные аграрные производства на индустриальной основе»,— отметил он. Две другие зоны — вокруг Советской Гавани и Комсомольска-на-Амуре. Их нужно связать сетью скоростных автодорог — именно автомобильных, и первоначально это нужно сделать в Хабаровской агломерации. Главная цель этого — повышение качества жизни населения и возможностей движения товаров и капитала, настаивает господин Минакир.
Необходимо решить и вопрос «интеграционной ренты» от взаимодействия с соседней провинцией Хэйлунцзян, которая уже активно развивает приграничье, в частности Большой Уссурийский остров: «Они нам показывают: мы стартуем, вы нас никогда не догоните». По его словам, не стоит бояться интеграции, «у нас рынок маленький, у них большой, поэтому больше выиграем мы». Впрочем, даже в случае успешной реализации экономической политики регион не сможет воспользоваться дивидендами, если не решить вопрос с распределением доходов. «Почему они (Китай.— „Ъ“) в свое время превратили приграничные деревни в цветущие города, а мы — цветущие города в деревни? Они получаемые от приграничной торговли доходы оставляли в провинции, а мы отдавали в центр»,— считает он.
В ходе дискуссии вице-спикер Юрий Матвеев поинтересовался, почему в стратегии не уделяется внимание программам развития конкретных отраслей, что могло бы застраховать от ошибок. «У нас был мощный лесной комплекс, но теперь он буксует. Основной объем заготовки древесины идет в Березовском направлении, но там нет перерабатывающих мощностей. В то же время Rimbunan Hijau построило свой завод по глубокой переработке на Хору — три года стоят, потому что там нет никакой сырьевой базы. Мы были на четвертом месте по добыче рыбы, а рыбный кластер создается в Приморье»,— заметил он. Павел Минакир возразил, что существует сложившееся разделение труда. «Для Приморского края это рыба, судостроение, машиностроение — это политическое решение, и оно принято. Делать дублирующие проекты можно, но бизнес в них не пойдет»,— сказал академик.
Полемизируя с депутатами, которые просили включить в документ конкретные программы развития, он заметил, что «программу относительно легко написать, но написанное на бумаге — просто рисование, если программа не обеспечена конкретными ресурсами». «Пожелания, критика шли часто даже из самых неожиданных мест, не только от краевых организаций и хабаровских министерств, вузов, но даже и представлены предложения консультационных фирм, которые находятся в весьма экзотических регионах Кавказа и Поволжья. Сильно их волнует, как будет развиваться Хабаровский край. Есть настойчивые пожелания, например, развивать IT-технологии. Я понимаю, что это благородно, что всем хотелось бы не что-то добывать, а собирать какие-то гаджеты… Все хотят, чтобы там было написано про них!» — отметил экономист.
Удивление главы хабаровских коммунистов Виктора Постникова вызвала прописанная в документе основная цель — вывести Хабаровский край в лидеры среди регионов Дальнего Востока. Павел Минакир пояснил, что речь идет о восстановлении сложившегося в 1990-е — 2000-е годы порядка вещей, когда край действительно оспаривал первую позицию по темпам экономического роста с Приморьем. Сегодня впереди Якутия, затем Приморье и Сахалин, Хабаровский край на четвертом месте, «и его начинает поджимать Амурская область». При этом, как отметил академик, очевидный рост соседних регионов связан с масштабными инвестициями госкорпораций, для которых Хабаровский край не является таким лакомым куском. «Надо придумывать, чем мы способны привлечь других инвесторов. Частных и в том числе иностранных»,— заключил академик. По его словам, все останется на бумаге, если под это не будет подведена тщательно проработанная регулятивная база. Самая главная проблема заключается в том, что именно эта сфера находится в ведении федеральных властей. «Федерация не знает, как менять вектор. На 90% не знает, а на 10% — не хочет. Но то, что менять надо, власть понимает»,— резюмировал экономист.