«Рынок грузовых авиаперевозок освоили за месяц»
на правах рекламы
Международный аэропорт Воронеж в субботу, 16 января, впервые принял грузовой самолет. На Boeing-767-300F в областной центр привезли более 47 т овощей. Воздушным воротам региона вполне по силам укрепиться на рынке грузоперевозок и стать основным транспортным хабом Черноземья. О том, как новая услуга может облегчить жизнь местному бизнесу, рассказал гендиректор компании-оператора аэропорта ООО УК «АВИАСЕРВИС» Александр Белевич.
— Как отозвались о вашей работе с грузом первые клиенты?
— Субботний груз был доставлен в рамках межправительственных соглашений между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией. Раньше овощи и фрукты нам поставляли из Турции, но в связи с санкциями произошла переориентация на поставку сельхозпродукции из Средней Азии. «Боинг» прилетел в пик загруженности аэропорта, когда на аэродроме находились самолеты ведущих авиакомпаний «Аэрофлот» и S7. При разгрузке самолета присутствовали представители заказчика ООО «УзАгроИмпорт», весь процесс снимался на видео и по мессенджеру WhatsApp передавался в Узбекистан. Мы настолько слаженно и оперативно провели первую в истории аэропорта разгрузку грузового самолета (за 3,5 часа), что наши партнеры сначала даже не могли в это поверить. «Теперь мы уверены, что вы надежный партнер и с нашим товаром в будущем ничего не случится», — сказали они. Для сравнения: рефрижератор с овощами по железной дороге идет из Средней Азии 7 дней. Самолетом же овощи были доставлены за 4 часа.
— Организация грузоперевозок требует модернизации инфраструктуры аэропорта. Во что вы уже вложись и как готовы совершенствовать свою работу в ближайшее время?
— Грузовой бизнес является достаточно капиталоемким и требует значительных первоначальных инвестиций в создание необходимой инфраструктуры и оснащение оборудованием и техникой. В среднем срок окупаемости таких инвестиций составляет порядка пяти лет.
Стратегия развития авиационных грузоперевозок в аэропорту Воронеж была принята после получения возможности принимать воздушные суда типа Boeing-757,767; Airbus-321 и Ту-204 в октябре 2015 года.
В зимний период большим спросом среди жителей региона пользуются овощи и фрукты. Для их грузоперевозки не требуется наличия специальных складских помещений на территории аэропорта. Товар сразу из самолета загружают в специальные фургоны-рефрижераторы и доставляют в торговые точки Воронежской области. Поэтому на начальном этапе развития направления грузоперевозок аэропорт приобрел специальное оборудование: немецкий перегружатель контейнеров и паллет Trepel CHAMP 70U за несколько миллионов рублей, новый вилочный погрузчик, телеги для перевозки контейнеров и паллет.
Сейчас мы налаживаем взаимодействие с основными логистическими компаниями региона. Кроме того, на стадии заключения находятся долгосрочные договоры с крупнейшими игроками на рынке грузовых перевозок.
В планах на 2016-2017 годы - освоение новых складских мощностей, строительство грузового терминала, где будут созданы все условия для грузовых интермодальных перевозок, приобретение нового технологического оборудования, оптимизация обслуживания частных клиентов в грузовом складе. Как показывает практика, заказчики и перевозчики приходят к тем, кто изучает рынок и готов развивать инфраструктуру.
Инвестиции в развитие составят около 60 млн рублей.
— Какой объем грузов вы рассчитываете перевозить на первых порах, с какой номенклатурой товаров готовы работать?
— Рынок грузовых авиаперевозок в последние годы стабильно развивается, демонстрируя значительные по объемам потоки грузов. Так, грузооборот российских авиакомпаний в январе-декабре 2015 года составил 4,957 млрд ткм, что на 5,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В течение первого месяца мы примем около 200 т груза – овощей и фруктов из Республики Узбекистан. Рейсы будут выполняться еженедельно, а с февраля планируем увеличить производственные мощности.
Несмотря на относительно высокую стоимость авиаперевозок по сравнению с другими видами транспортировки (наземным или морским), по воздуху удобно перевозить на большие расстояния грузы, для доставки которых важны скорость и сохранность. Это, к примеру, продукты питания, срочные грузы, дорогостоящие товары, медикаменты и др.
В соответствии с межправительственными соглашениями между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан из Воронежа в Среднюю Азию, вероятнее всего, будут отправлять растительное масло, сахар, медикаменты и их комплектующие и другие товары народного потребления. Мы запланировали ряд встреч с ведущими департаментами правительства области, на которых пойдет речь об экспортном потенциале региона. Кроме того, воронежский аэропорт готов к сотрудничеству с бизнесом соседних областей: Белгородской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской.
Одно из перспективных направлений, например, доставка цветов транспортными самолетами из Голландии. Это будет особенно актуально к 8 Марта. Сейчас такую продукцию сначала доставляют самолетами в Москву, а потом уже фурами везут в Воронеж. Или вообще везут авторефрижераторами прямо из Голландии.
Еще одно направление, которое мы прорабатываем, это перевозка животных. Недавно к нам поступило предложение принять грузовой Boeing-747 с таким грузом, но этот тип самолетов аэропорт пока не обслуживает. И мы сейчас обсуждаем доставку животных на Boeing-767-300F.
Не всем заказчикам нужно одновременно перевезти, скажем, 40 т груза. Для этого на рынке существует услуга консолидации товаров, то есть объединение на одном борту нескольких поставок. Это одна из услуг, которую мы планируем освоить в будущем.
— Какие компании вы хотели бы в перспективе видеть своими партнерами?
— Транспортные компании, которые занимают в России ведущее положение. В первую очередь это, конечно же, самый крупный грузовой перевозчик в России – AirBridgeCargo, который работает на современных самолетах, в том числе и на Boeing-737-400. Кроме того, мы планируем сотрудничать с авиакомпаниями «Узбекистон хаво йуллари», «Авиастар-Ту», «Якутия», «Азал»,
«Вим-Авиа», «Сибирь», «Аэрофлот», «ЮТэйр». На этой неделе у нас состоится встреча с консолидаторами грузов в аэропортах Московского авиаузла.
— В соседнем с Воронежем белгородском аэропорту уже введен в эксплуатацию грузовой терминал. Не смущает ли вас такая конкуренция?
— Меня не смущает. Ведь коммерческое предложение по перевозкам овощей, которые начали осуществлять мы, поступало и к ним. Они его не реализовали, несмотря на наличие грузового терминала. Дело в том, что у них сейчас нет того необходимого для разгрузки самолетов оборудования, которое закупили мы. Еще один ближайший конкурент - это Волгоград. И у них также нет такого оборудования. Эти два аэропорта построили склады, но не обзавелись необходимой техникой. Мы пошли по другому пути — результат уже заметен.
— Грузовые авиаперевозки — абсолютно новое направление для воронежского аэропорта. Что убедило вас в актуальности такого бизнеса в нашем регионе?
— Причин здесь несколько. Во-первых, международный аэропорт Воронеж на протяжении последних двух лет демонстрирует существенный рост производственных показателей. Вместе с пассажиропотоком растут и объемы грузовых перевозок.
Во-вторых, наличие в аэропорту современного оборудования и всех необходимых технических возможностей для посадки большегрузных воздушных судов позволяет принимать, обрабатывать и хранить все категории грузов, адресованных хозяйствующим субъектам региона, кроме требующих особых условий и специальных технологий.
В-третьих, мы проанализировали рынок перевозок. Сегодня более 60% грузовых авиаперевозок осуществляется через Московский авиационный узел. Аэропорты Москвы не справляются с объемами, перевозимыми авиакомпаниями. Поэтому, вероятнее всего, в ближайшее время рынок авиаперевозок будет переориентирован. Нам кажется, что московские аэропорты сфокусируются на импортно-экспортных потоках, а региональные аэропорты возьмут на себя обслуживание большей части транзитного потока. Это будет способствовать их развитию, в то же время поможет разгрузить МАУ.
В-четвертых, в условиях сокращения туристического потока в России грузоперевозки могут стать одним из самых доходных рынков для аэропортов. До этого мы загружали небольшие коммерческие грузы на самолеты, занимающиеся пассажирскими перевозками (это драгоценности, лекарства, почта). Так, в прошлом году было перевезено порядка 100 т грузов. Получается, что нашим первым грузовым рейсом аэропорт сразу выполнил половину прошлогоднего плана.
В течение буквально трех месяцев после получения разрешения на прием среднемагистральных самолетов мы проанализировали рынок, определили стратегию развития нашей компании на нем и приняли первый грузовой самолет. Оборудование для разгрузки воздушных судов мы приобрели 31 декабря, 14 января его доставили в аэропорт, а 16-го приняли первый рейс.
Заказчиком рейса выступил ООО «УзАгроИмпорт», и пока планируется выполнять только один рейс в неделю. Однако заинтересованность есть со всех сторон. К примеру, представители авиакомпании выразили желание наращивать партнерство с воронежским аэропортом в рамках программы Республики Узбекистан по продвижению сельскохозяйственной продукции на рынке Российской Федерации. Они уже сотрудничают с региональными узловыми центрами – Москвой, Санкт-Петербургом, Новосибирском, Уфой, Ростовом. И Воронеж как нельзя лучше подходит для доставки фруктов и овощей с учетом его выгодного экономико-географического положения.