Генпрокуратура выехала на платную трассу
Правительству предложили установить предельный размер тарифов на проезд по М11
Генпрокуратура предложила правительству установить предельный размер тарифов на проезд по трассе М11. Ранее губернатор Московской области Андрей Воробьев жаловался в Минтранс на чрезмерно высокие цены. Мнения экспертов разделились: одни предложения прокуратуры поддержали, другие восприняли это как «негативный сигнал для бизнеса», который может привести к серьезным проблемам для всего института государственно-частного партнерства.
Генеральная прокуратура проанализировала состояние законности после введения платного режима на участке автодороги М11 Москва—Санкт-Петербург (15–58-й километр), сообщается на сайте ведомства, в связи «с многочисленными обращениями граждан, депутатов Госдумы и публикациями в СМИ». В результате проверки ведомство предложило правительству установить «предельные значения тарифов по трассе М11». Какие конкретно должны быть лимиты, в Генпрокуратуре не уточнили.
Участок платной дороги М11 15–58-й километр (МКАД—Солнечногорск) запущен в эксплуатацию в конце 2014 года в бесплатном режиме. Трасса строилась за 60 млрд руб. на принципах государственно-частного партнерства: примерно 48% финансирования обеспечила «Северо-Западная концессионная компания» (СЗЗК), принадлежащая на паритетных началах французской VINCI и группе «Мостотрест». Платный режим ввели 23 ноября 2015 года. Плата за проезд в часы пик от МКАД до Шереметьево для легкового автомобиля достигает 250 руб., до Солнечногорска — 500 руб. Высокие тарифы вызвали массовое возмущение граждан, которые привыкли пользоваться бесплатной удобной дорогой, о чем говорят и в ГП. С жесткой критикой, в частности, выступил губернатор Московской области Андрей Воробьев в конце 2015 года, который пожаловался в Минтранс в связи с высокими ценами на проезд. Чрезмерно высокими тарифы счел и глава госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах.
«Установлено, что данная ситуация стала возможной из-за несвоевременного принятия правительством РФ предельных уровней тарифов, которые не должны превышаться концессионером»,— пришли к выводу в Генпрокуратуре. Отметим, что концессионное соглашение между СЗКК и Российской федерацией заключено еще в 2008 году, причем концедентом выступало еще Федеральное дорожное агентство (сегодня платные дороги курирует «Автодор»).
Оперативного комментария от представителей «Автодора», СЗКК и правительства РФ получить пока не удалось. Защитники прав водителей позицию ГП поддержали. «Правильное решение. Цены должны устанавливаться исходя из социально-экономических особенностей территорий, где проходит дорога,— считает координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— Я считаю, что предельный размер тарифов должен быть установлен и для других платных дорог, например объезда Одинцово. Причем нужно определить пределы исходя из стоимости за проезд 1 км. Чтобы не получалось ситуации, что от Москвы до Шереметьево за 10-минутную поездку человек платит 250 руб. Аналогичные ограничения должны быть и для платных парковок в определенных городах».
«Это все очень тревожный сигнал для рынка,— говорит директор института транспортной инфраструктуры ВШЭ Михаил Блинкин.— Если мы запускаем государственное регулирование тарифов на платных дорогах с помощью Генпрокуратуры, то можем попрощаться с институтом ГЧП и привлечением инвестиций в инфраструктуру. Тарифы рассчитываются исходя из исследований трафика, спроса, кредитной ставки и других параметров, это сложное исследование. Если у концессионера получилось, что тариф должен быть 10 руб. за 1 км, а государство предлагает его занизить вдвое, то это нехорошая ситуация. Тогда концедент должен доплачивать компании или внедрять какую-то другую схему компенсации». По мнению господина Блинкина, сложившая ситуация вокруг М11 — «почти тупиковая». Он напомнил, что госкомпания «Автодор» в последние месяцы испытает проблемы с проведением конкурсов на участки М11, ЦКАД (компании отказываются участвовать в тендерах, приходится пересматривать условия). «Если я, владелец бизнеса, увижу, что цены теперь регулируются по рекомендации ГП, то я просто не приду на такой конкурс,— говорит Михаил Блинкин.— Мне просто дали сигнал: туши свет, уходи с рынка».
«Такие действия приведут к существенным негативным последствиям для проекта,— считает глава российской инфраструктурной практики международной юридической фирмы Герберт Смит Фрихилз Ольга Ревзина.— Концессионное соглашение было заключено на определенных, приемлемых для инвестора, условиях. В случае, если финансовые параметры проекта будут изменены, государство будет обязано возместить инвестору его убытки. Такая практика соответствует международным стандартам реализации проектов государственно-частного партнерства. В условиях недостаточности бюджетных средств для реализации инфраструктурных проектов в России, крайне важно обеспечить правовую защиту вкладываемых частных инвестиций и не допускать того, чтобы политические решения ухудшали инвестиционный климат в стране».
Президент Ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов в эфире “Ъ FM”: «Перспективы платных дорог в России, на мой взгляд, очень плохие. Платная дорога — это тот объезд, который должен строиться на заемные деньги, но пока у нас действует банковская ставка больше 15%, мы ничего построить не можем. У нас, если я беру кредит, то я окуплю свои затраты лет через 60-70, и мы начинаем строить платные дороги не ради того, чтобы привлечь на их строительство внебюджетные деньги, а ради того, чтобы их вообще сделать платными и отрапортовать, что я считаю очень вредным». Читайте подробнее