"Разрушение деловых связей не было бы в интересах как России, так и США"
Почему международные компании все еще ведут бизнес в России? Передовицы и заголовки на экономические темы вот уже полтора года звучат уныло и пессимистично, поскольку страна страдает от падающих цен на нефть, санкций из-за Украины и обесценивания национальной валюты. Более того, за Россией давно закрепилась репутация сложного места для бизнеса.
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, почему международные фирмы решили в свое время инвестировать в Россию свои капиталы. Россия богата природными ресурсами, и далеко не только нефтью и газом, кроме того, в ней много талантливых инженеров, математиков и ученых. Ее рынок, насчитывающий 140 млн потребителей, недостаточно развит и тем не менее является одним из крупнейших в Европе в таких секторах, как мобильные телефоны и автомобили. В рейтинге наиболее инновационных экономик, который составил Bloomberg, Россия занимает 12-е место, при этом страна входит в первую десятку по количеству отечественных высокотехнологических компаний и в первую пятерку по доле работников, имеющих качественное образование.
Последние 18 месяцев стали серьезным испытанием для бизнеса в России. Статистика говорит сама за себя: падение ВВП в 2015 году составило почти 4%, рубль обесценился более чем на 40%, а годовая инфляция вплотную приблизилась к 13%. Прямые зарубежные инвестиции сократились в прошлом году на две трети, а бегство капитала в 2015 году возросло. Международные компании ощутили на себе эту негативную динамику.
Дальнейшее падение цен на нефть и девальвация рубля омрачают экономические перспективы на 2016 год. Тем не менее темпы снижения основных экономических индикаторов замедлились, и можно видеть, как экономика адаптируется к ситуации более низких цен на нефть. И независимые, и правительственные экономисты предполагают возвращение к скромному росту в 2017 году, даже если баррель будет стоить дешевле $40.
В течение этого трудного периода мы видели и некоторые позитивные изменения в российской экономической политике. ЦБ перешел к плавающему курсу рубля и отказался от контроля над потоками капитала. Российское правительство продолжило многолетние усилия по улучшению позиций России в рейтингах делового климата. Вместе с тем некоторые антикризисные меры России вызвали озабоченность: упор на замещении импорта, контрсанкции, направленные против западных продовольственных компаний, и новые ограничения на участие иностранных фирм в государственных тендерах. Как недавно заметил бывший гендиректор ВТО Паскаль Лами, политика РФ в части замещения импорта, скорее всего, будет способствовать снижению эффективности местных производителей, обрекая россиян на потребление низкокачественной продукции с высокой себестоимостью в отсутствие конкуренции со стороны высококачественных товаров иностранного производства.
Обнадеживает то, что российское правительство открыто для обсуждения путей снижения бюрократической и регуляторной нагрузки на предприятия через консультативный совет по иностранным инвестициям и другие форумы. По многим из этих вопросов Американо-российский деловой совет, который я возглавляю, работает с российскими бизнес-ассоциациями, которые мы считаем своими единомышленниками, включая "Деловую Россию" и Российский союз промышленников и предпринимателей, и с Американской торговой палатой в России над решением общих задач в сфере бизнеса. В период увеличения политической напряженности диалог между деловыми кругами наших стран особенно важен, чтобы каналы общения между россиянами и американцами оставались открытыми.
В то же время международный бизнес в полной мере соблюдает режим санкций в отношении России из-за ее позиции по Украине, равно как и соответствующие российские законы и правила. Деловое сообщество высоко оценивает готовность правительства США по возможности обсуждать обеспокоенность компаний режимом санкций и его усилия по синхронизации санкций с ЕС. Сохранение равных условий игры и обеспечение равного доступа к российским рынкам для американских компаний по сравнению с их европейскими и азиатскими визави остается нашей главной заботой.
Можно сделать вывод, что российская экономика высоких рисков и дивидендов начала 2000-х годов переживает структурный спад, усугубленный внешними потрясениями. Экономический спад принял долгосрочный характер, а возвращение к реальному росту отчасти зависит от выбора российским правительством правильного курса. И все же международные компании реалистично оценивают краткосрочные перспективы, и американские компании--члены Американо-российского делового совета сохраняют приверженность российским партнерам, клиентам и сотрудникам в это трудное время. Причина проста: фундаментальные факторы, которые изначально привели их на российский рынок, не изменились. У России есть природные и человеческие ресурсы, для того чтобы быть конкурентоспособной на мировых рынках, а международный бизнес может предложить капитал, технологии и умение управлять проектами, чтобы помочь России в полной мере раскрыть свой потенциал. Более того, присутствие компаний мирового уровня привносит на рынок приверженность нормам правового государства и мировым стандартам, соблюдению равенства в трудоустройстве, принципу защиты окружающей среды и другие испытанные, наиболее прогрессивные подходы к бизнесу. Разрушение деловых связей не было бы в интересах как России, так и Соединенных Штатов.
Не преуменьшая вполне реальных и серьезных вызовов, с которыми сталкивается Россия, мне кажется справедливым тезис о том, что процветающая, современная и конкурентоспособная рыночная экономика в России была бы в интересах и россиян, и американцев и могла бы в целом заложить более надежный фундамент для устойчивых американо-российских отношений. Она также способствовала бы укреплению международных связей в целом, помогая всем нам лучше управлять политически и экономически турбулентным миром, в котором мы живем.