«Фармацию» вводят в законный оборот
В Нижегородской области хотят закрепить систему закупки лекарств у единственного поставщика
Правительство Нижегородской области внесло на рассмотрение законодательного собрания проект закона, регламентирующего деятельность госпредприятия «Нижегородская областная фармация» (НОФ) в качестве единственного поставщика медпрепаратов для государственных больниц. Сейчас организация работает по постановлению правительства, выпущенному в декабре 2014 года, которое управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) считает ограничивающим конкуренцию. Чиновники полагают, что принятие закона снимет вопросы антимонопольного органа к НОФ. В УФАС говорят, что правительство пытается закрепить незаконную схему.
Законопроект о полномочиях НОФ депутатам комитета по соцвопросам представляла заместитель министра здравоохранения Нижегородской области Ирина Переслегина. Большую часть своего выступления она рассказывала, как эффективно работает госпредприятие в качестве единственного поставщика лекарств для госбольниц. По словам Ирины Переслегиной, существующая система централизованных закупок позволяет снижать стоимость лекарств при увеличении объемов, сокращать затраты медучреждений на персонал, который бы занимался закупками, и риски неплатежеспособности больниц. По информации минздрава, нижегородская практика признана лучшей в России по итогам 2015 года по средней цене закупки, которая оказалась самой низкой и составила 400 руб. Тем не менее, признала замминистра, сложившаяся судебная практика привела к необходимости разработать специальный закон, который закрепит полномочия НОФ. Какая именно судебная практика способствовала такому решению, она не сообщила и попросила депутатов принять проект закона в двух чтениях. Председатель комитета Ольга Щетинина добавила, что на законопроект есть положительное заключение прокуратуры и правового управления областного парламента.
Во время обсуждения депутат Сергей Кузнецов высказал опасения, что своим решением заксобрание наделит НОФ «эксклюзивными функциями, создаст условия для монополизации рынка и предоставит одной организации огромный рынок сбыта». Ольга Щетинина на это заметила, что законодательство позволяет региональным органам власти определять единственного поставщика подобных услуг и решение парламента находится в рамках правового поля. Заместитель губернатора, курирующий социальные вопросы, Дмитрий Сватковский убеждал депутатов, что НОФ закупает лекарства на электронных торгах у оптовых поставщиков или непосредственно у производителей, что обеспечивает прозрачность, конкурентность этого процесса и лучшие ценовые предложения, поскольку препараты закупаются в больших объемах: «Существовавшая несколько лет назад система, при которой закупками каждая больница занималась самостоятельно, была менее прозрачной. НОФ берет этот процесс под ключ и гарантирует, что каждый гражданин получит выписанный врачом препарат и получит вовремя».
Депутат Роман Кабешев поинтересовался, почему на обсуждении законопроекта не присутствуют представители УФАС, которое считает, что существующая система закупки лекарств больницами у НОФ нарушает закон о конкуренции („Ъ“ писал о разбирательствах в антимонопольном ведомстве 15 января). Ольга Щетинина ответила, что в этом нет необходимости, поскольку принимаемый закон снимет все претензии антимонопольщиков к НОФ. Этот аргумент не убедил депутата. Он также отметил, что в ответ на его запрос правительство сообщило, что в 2015 году расходы НОФ составили 9 млрд руб., себестоимость проданных товаров — 8,19 млрд руб., а доходы от продажи товаров и услуг – 10 млрд руб. Таким образом, заключил депутат, все государственные медучреждения обязаны закупать препараты у компании-монополиста, «которая делает хорошую наценку в 25% и имеет в свободном распоряжении более 1 млрд руб.». «При этом ГП оказывает спонсорскую помощь футбольному клубу «Волга», баскетбольной академии и женской хоккейной команде „Скиф“. В 2015 году 150 млн руб. по этим договорам выделено на рекламу НОФ», — зачитал Роман Кабешев.
Депутаты Валерий Осокин и Николай Пугин настаивали на эффективности существующей системы закупки лекарств. Валерий Осокин, разгорячившись, и вовсе назвал федеральный закон «О контрактной системе…» «вредным»: «Будь здесь Владимир Жириновский, он бы сказал, что за принятие этого закона нужно было расстрелять».
Во время голосования мнения депутатов о законопроекте разделились, но большинством голосов документ все-таки был вынесен на рассмотрение областного парламента для принятия в двух чтениях.
Комментируя обсуждение законопроекта, руководитель УФАС Михаил Теодорович сообщил „Ъ“, что документ направлен на закрепление статус-кво существующей системы закупки и распределения лекарств, но сама по себе она противоречит законодательству. Глава ведомства также напомнил о вступившем в законную силу судебном решении, которое подтверждает позицию антимонопольной службы. «Этот законопроект не приближает решение проблемы. Его могло бы приблизить обсуждение других механизмов внедрения не противоречащих закону схем, которые действуют в других регионах», — отметил господин Теодорович. Он также сообщил, что пока УФАС не получило от минздрава «экономику существующей схемы, которая бы свидетельствовала о ее большей выгодности для бюджета».
Сейчас на рассмотрении УФАС находится около двух десятков жалоб от ООО «Фармоптторг» на действия государственных больниц, которые закупили лекарства у НОФ как единственного поставщика. Большинство таких закупок признано незаконными.