Железные дороги ищут новые коридоры
ОАО РЖД предлагает изменить условия гибких тарифов
ОАО РЖД просит существенно либерализовать тарифы на грузоперевозки. В частности, речь идет о возможности роста цен при девальвации рубля и одновременном расширении допустимых льгот с целью конкуренции с другими видами транспорта. Однако грузовладельцев предложения железнодорожников не устраивают, вызывают они и целый ряд вопрос у экспертов.
ОАО РЖД подготовило предложения по изменению порядка применения скидок и надбавок в рамках "тарифного коридора" — механизма, который позволяет монополии изменять цены в интервале от плюс 13,4% до минус 12,8% (вскоре будет понижен до минус 25%) к установленному регулятором уровню. Сегодня идеи монополии, с которыми удалось ознакомиться "Ъ", планировалось обсудить на совещании в ФАС, рассказали два источника среди грузовладельцев, но оно было перенесено.
Среди прочего ОАО РЖД просит права повышать тариф при росте курса иностранных валют к рублю, а также увеличении стоимости перевозимого груза за три месяца не на 20%, как сейчас, а на 10% (в рублях). Ряд других триггеров роста цен также предлагается использовать с учетом валютного курса. Предусмотрена и возможность повышения тарифа на участках с дефицитом пропускной способности.
Часть мер направлена на рост конкурентоспособности железных дорог по отношению к альтернативным видам транспорта. Так, предлагается увеличить плечо, на котором предусмотрена дополнительная скидка к минимальному тарифу в 10%, с 1,1 тыс. до 3 тыс. км, и предоставлять крупную скидку (49% к минимальному тарифу) на высококонкурентных рынках — например, на перевозку нефти и нефтепродуктов, контейнеров и контрейлеров. Кроме того, монополия просит ввести "тарифный коридор" на порожний пробег и вагонную составляющую общего парка.
В ОАО РЖД предложения не комментируют. Монополия получила право на "тарифный коридор" в 2013 году, а в конце 2014 года использовало его, чтобы ввести максимум надбавки (13,4%) на экспортные грузы (кроме угля), что повлекло бурные протесты грузоотправителей. Но после смены руководства ОАО РЖД летом 2015 года министерства потребовали от монополии большей прозрачности при применении надбавок и скидок и пересмотра неудачных решений. В результате была отменена надбавка для черной металлургии и анонсирован возможный отказ от нее по другим видам грузов, вчера глава ОАО РЖД Олег Белозеров уточнил, что вопрос планируется обсудить на следующей неделе.
Новые идеи ОАО РЖД вызвали неоднозначную реакцию как у министерств, так и у грузоотправителей. В Минэкономики "Ъ" подтвердили получение предложений и поддерживают их, но сейчас "предоставление права увеличивать самостоятельно тарифы может быть губительным для экономики". В ФАС ограничились повторением тезиса о "прозрачности и понятности". Источник "Ъ" среди клиентов ОАО РЖД подчеркивает, что учет курса приведет только к повышению транспортных издержек экспортеров. НП "Русская сталь" считает корректировку правил применения "тарифного коридора" необходимой, но предлагает свои поправки. Например, обязать ОАО РЖД публиковать отчет об использовании денег, полученных в результате роста тарифов. По мнению члена комиссии по развитию реального сектора Общественной палаты РФ Олега Калинского, из всех оснований для повышения цен следует сохранить только пропускную способность, поскольку деньги могут быть использованы для улучшения ситуации. Также, добавляет он, каждое решение о росте тарифа следует согласовывать с ФАС и советом потребителей услуг ОАО РЖД.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, напротив, считает, что рост тарифов на участках с дефицитом пропускной способности, как и введение тарифного коридора для порожних вагонов, несет в себе опасность снижения эффективности управления парком. Принятие всего комплекса предложений, уверен эксперт, приведет только к снижению прозрачности тарифной системы и увеличению рисков дискриминации участников рынка.