Украинская конституция не идет на поправку
Президенту Порошенко пока не удается собрать в Раде 300 голосов за изменения в основном законе
На Украине вступает в решающую фазу подготовка к голосованию по поправкам к конституции в части децентрализации. Для их принятия необходимо конституционное большинство — 300 голосов депутатов Верховной рады, которых, по данным источников "Ъ" в Киеве, пока не набирается. Между тем времени остается в обрез — поправки надо принять до окончания нынешней сессии парламента, тогда как следующая должна начаться уже 2 февраля. Провал голосования может стать серьезным ударом по позициям президента Петра Порошенко — Запад оказывает на власти Украины беспрецедентное давление, считая изменения в конституции неотъемлемым условием реализации минских соглашений по Донбассу. За тем, как в Киеве идет подготовка к "историческому голосованию", наблюдали корреспонденты "Ъ" МАКСИМ ЮСИН и ЯНИНА СОКОЛОВСКАЯ.
Западный десант
"Сейчас борьба идет буквально за каждый голос",— рассказывает "Ъ" депутат Рады от правящего "Блока Петра Порошенко" (БПП) Александр Черненко. По данным парламентария, поправки к конституции категорически отказываются поддержать депутаты от фракции "Самопомощь" (всего их 26). Кроме того, за них не намерены голосовать несколько десятков депутатов БПП и в прошлом неоднократно демонстрировавших свою самостоятельность. В числе противников поправок и "Батькивщина" экс-премьера Юлии Тимошенко (21 депутат). Правда, с членами этой фракции, по словам Александра Черненко, "ведут работу иностранные послы".
Как сообщил "Ъ" депутат, на следующей неделе в Киеве ожидается "массированный десант западных эмиссаров" — они будут убеждать колеблющихся парламентариев "проголосовать как надо". Впрочем, несмотря на безоговорочный авторитет, который имеют сегодня на Украине американские и европейские представители, достичь поставленной цели им будет непросто. "Минские соглашения в обществе непопулярны. Многие политические силы и активисты, в свое время поддержавшие Майдан, считают их предательством национальных интересов,— объясняет "Ъ" политтехнолог Виктор Уколов, тесно связанный с администрацией президента Украины.— Депутаты опасаются, что, поддержав сегодня изменения в конституции, они нанесут непоправимый удар по своей репутации".
Поправки к конституции Украины предусматривают передачу на местный уровень значительных полномочий, в том числе финансовых. Ликвидируется институт губернаторов (их назначает президент), которых сменят префекты, они также будут представлять в регионах главу государства. У префектов будут сугубо надзорные функции. Управление переходит в местные исполкомы, которые подконтрольны избранным советам местного уровня. Поправки не предусматривают особый статус для отдельных районов Донецкой и Луганской областей (то есть самопровозглашенных ДНР и ЛНР), а лишь описывают, что он будет определен специальным законом. Такой закон уже был принят Радой, но его реализация должна начаться лишь после проведения местных выборов в ДНР и ЛНР. Закон предусматривает освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с конфликтом в Донбассе. Он предоставляет местным властям расширенные полномочия при назначении судей и прокуроров и проведении языковой политики. Кроме того, он предусматривает создание народной милиции. В первом чтении поправки были приняты Радой 31 августа — тогда для их утверждения было достаточно простого большинства голосов (226). В поддержку документа выступили 265 парламентариев.
Впрочем, большинство опрошенных "Ъ" депутатов Рады признаются: голосовать за поправки они будут не по зову сердца, а исключительно из соображений партийной дисциплины. Необходимые шаги на пути реализации минских соглашений украинская политическая элита делает явно против своей воли, подчиняясь беспрецедентному давлению западных партнеров.
Некоторые руководствуются и чисто практическими соображениями. "Провалить сейчас конституционные поправки — это сделать поистине царский подарок Москве,— говорит источник "Ъ" в администрации президента Украины.— В этом случае Кремль получит повод утверждать, что реализация минских соглашений сорвана по вине Киева. А у Евросоюза могут появиться основания не продлевать срок действия антироссийских санкций".
"Время работает на нас"
В том, что эти санкции необходимо продлить, убеждены все собеседники "Ъ", связанные с украинскими властями и правящей коалицией в Раде. По их словам, расчет делается на то, что продолжающееся давление Запада вкупе с падением цен на нефть "заставит рухнуть российскую экономику", что вынудит Кремль пойти на уступки по Донбассу, а в перспективе — и по Крыму.
"Время работает на нас. Украина по-прежнему пользуется значительной поддержкой на Западе. Мы подождем, мы не станем форсировать минский процесс, идя на непопулярные и невыгодные для нас шаги",— говорит источник "Ъ" в администрации Петра Порошенко. И на удивление откровенно раскрывает суть тактики Киева: "Мы будем выдвигать заведомо неприемлемые и нереализуемые для Москвы требования. Цепляться за любой формальный повод, чтобы убедить мир: минские соглашения не реализуются по вине России и ее клиентов в Донбассе".
Одним из таких формальных поводов, по словам собеседника "Ъ", может стать, например, невозможность провести в Донецке или Луганске полноценную избирательную кампанию таких украинских политических сил, как объединение "Свобода" или запрещенный в РФ "Правый сектор". Уже это обстоятельство позволит представителям Киева заявить, что местные выборы в самопровозглашенных республиках Донбасса не могут быть проведены в полном соответствии с украинским законодательством, как того требуют минские соглашения.
"Первый вторник февраля"
Но на эти уловки и тактические хитрости можно будет идти лишь после того, как в реализации минских договоренностей удастся сделать следующий шаг — внести обещанные изменения в части децентрализации украинской конституции. И здесь мяч на половине поля Киева. Причем срок принятия поправок строго ограничен — по закону это необходимо сделать на нынешней сессии парламента, которая должна завершиться 29 января. А уже 2 февраля начинается следующая, и эту дату сдвинуть никак нельзя — об открытии очередной сессии в "первый вторник февраля" четко сказано в конституции.
В распоряжении соратников президента Порошенко и западных дипломатов, "работающих" с колеблющимися депутатами, остаются считаные дни. И единственная возможность для маневра, о которой сообщил "Ъ" депутат Рады от БПП Александр Черненко, это продлить сессию до того самого дня, когда должна стартовать следующая,— 2 февраля.
Расчет делается на то, чтобы днем закрыть одну сессию, а вечером открыть другую. Столь сложный маневр позволит собрать в сессионном зале максимальное число депутатов. К примеру, еще 29 января явка не будет максимальной — значительная группа парламентариев не успеет вернуться из Страсбурга с сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Кроме того, поскольку первоначально планировалось, что следующая неделя не будет сессионной, часть депутатов запланировали зарубежные поездки, но к 2 февраля все они будут уже в Киеве.
Запасной план
На случай, если за оставшиеся дни собрать 300 голосов так и не удастся, президентская команда подготовила запасной план. 45 депутатов Рады зарегистрировали обращение в Конституционный суд с просьбой разъяснить, что означает понятие "очередная сессия", на которой должны быть окончательно приняты поправки к основному закону. По словам информированных собеседников "Ъ" в Киеве, есть основания надеяться, что судьи войдут в положение, учтут "государственные интересы" и, проявив определенную гибкость, предоставят Петру Порошенко необходимое юридическое обоснование, почему поправки могут быть рассмотрены на стартующей в феврале сессии. А значит, в распоряжении властей появятся еще несколько месяцев.
"Если мы не сумеем собрать конституционное большинство, важно как минимум не опозориться в глазах Запада и предоставить более или менее убедительное юридическое оправдание",— объясняет "Ъ" депутат Рады из правящей коалиции. "Конечно, определенное лукавство налицо",— признает он. Но заканчивает на оптимистической ноте: "Будем надеяться, что Запад закроет на него глаза, не станет обвинять Киев в срыве минских соглашений и не будет поднимать вопрос о смягчении санкций против России".