Британское следствие обвинило Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна в убийстве Александра Литвиненко
По мнению коронера, убийство, возможно, было согласовано с президентом России
В Великобритании был обнародован доклад судебного следствия по делу бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, который умер в 2006 году в результате отравления полонием-210. Утверждается, что его отравили россияне Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун. При этом автор расследования — коронер Роберт Оуэн — отмечает, что действия отравителей, возможно, одобрил лично президент РФ Владимир Путин. Источник “Ъ” в госструктурах РФ заверил: «Российская сторона не примет никакого вердикта, вынесенного подобным “разбирательством”». И пообещал: действия Лондона «не останутся без серьезных последствий для наших двусторонних отношений».
«Я уверен, что Луговой и Ковтун добавили полоний-210 в чайник в Pine Bar в отеле Millenium 1 ноября 2006 года. Я также уверен, что они сделали это с намерением отравить Литвиненко»,— говорится в докладе сэра Роберта Оуэна, который возглавлял открытое разбирательство по делу о гибели экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко. Результаты его работы были обнародованы в четверг.
Сэр Роберт Оуэн полностью исключил версии самоубийства или случайного отравления Литвиненко. При этом он выразил сомнение в том, что Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун точно знали, какой именно химикат используется. По мнению британца, двое россиян действовали по приказу других людей — по всей видимости, из ФСБ. «Операция по убийству Литвиненко, возможно, была одобрена Николаем Патрушевым (главой ФСБ в 2006 году.— “Ъ”) и президентом Путиным»,— отметил также Роберт Оуэн. В докладе утверждается, что к отравлению не причастны ни британские спецслужбы, ни олигарх Борис Березовский (такая гипотеза высказывалась ранее в Москве).
Напомним, бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко умер в результате отравления в 2006 году радиоактивным веществом — полонием-210. Самочувствие бывшего чекиста стало ухудшаться после встречи с Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном в лондонском отеле Millennium. По данным СМИ, Александр Литвиненко сотрудничал с британской разведкой MI6.
Роберт Оуэн в своем докладе не назвал однозначного мотива убийства Литвиненко. «Я полагаю, что было несколько причин у организаций и отдельных лиц в РФ, кто мог бы хотеть, чтобы Литвиненко был мишенью и в том числе убит»,— говорится в заключении коронера Оуэна. В числе упомянутых причин — то, что Александр Литвиненко «рассматривался как предатель ФСБ», был связан с Борисом Березовским и Ахмедом Закаевым (один из бывших лидеров чеченских боевиков, объявленный Россией в розыск), работал на британскую разведку. Причиной могло стать и то, что господин Литвиненко вскрыл некую секретную информацию.
Источник “Ъ” в госструктурах РФ заверил: «У российской стороны есть все основания заявлять, что она не примет никакого “вердикта”, вынесенного подобным “разбирательством”. Тем более что, как следует из “утечек” в СМИ, выводы “публичного расследования” делались на основе доказательств prima facie, то есть кажущихся достоверными и достаточными для возбуждения дела, а также “достаточными в отсутствие доказательств в пользу противного”. Иными словами, нарушен принцип презумпции невиновности, причем с выводом на уровень межгосударственных отношений».
Собеседник “Ъ” также отметил: «Кроме того, доступные нам материалы открытых слушаний позволяют судить о том, что они основаны на истерической риторике подобранных свидетелей, включая анонимных “профессиональных” русофобов и перебежчиков. Все свидетельства, которые не согласуются с версией практического обвинения, а их множество, попросту отметаются, включая тот факт, что Россия не является единственной страной, на территории которой имеется полоний».
Отметим, впрочем, что в докладе Оуэна и не говорится о том, что полоний имеет российское происхождение. «Мой вывод таков, что ни одна из теорий или линий доказательств, связанных с источником полония-210, который был использован для убийства Литвиненко, не достаточна для того, чтобы я без дополнительных доказательств заключил, что полоний-210 должен был происходить или даже происходил из России»,— отмечается в докладе Роберта Оуэна. Есть в докладе и ответ на слова «доступных материалов открытых слушаний»: коронер отметил, что суд, делая выводы, опирался на секретные документы британского правительства, которые нельзя сделать достоянием общественности.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков ранее заявил, что британский доклад по делу о смерти Литвиненко не представляет интереса и не входит в повестку дня в России, но отметил, что с ним ознакомятся. Российский бизнесмен и депутат Андрей Луговой уже прокомментировал результаты британского разбирательства, назвав их «абсурдными» (цитата по «Интерфаксу»).
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в четверг отметила, что процесс британского расследования был непрозрачным. «С учетом этого не было оснований ожидать, что итоговый доклад политически ангажированного и крайне непрозрачного процесса, подводившегося под заранее определенный, "нужный" результат, вдруг окажется объективным и беспристрастным,— подчеркнула она.— Хотели бы заметить, что российская позиция по данному вопросу остается без изменений и хорошо известна. Сожалеем, что чисто уголовное дело было политизировано и омрачило общую атмосферу двусторонних отношений».
Напомним, сейчас в Британии активно обсуждается возможность введения новых санкций против РФ в связи с делом Литвиненко. Принять пакет ограничительных мер британского премьера убеждает, в частности, оппозиционная Либерально-демократическая партия. Ее лидер Тим Фэррон призвал ввести в связи с «делом Александра Литвиненко» британский аналог американского «закона Магнитского» (российский аудитор Сергей Магнитский скончался в изоляторе «Матросская Тишина» в 2009 году). «Отравив своего гражданина на британской земле, российское государство продемонстрировало полное неуважение к нормам британского и международного права»,— заявил Тим Фэррон.
К санкциям призвала и вдова Литвиненко — она считает необходимым заморозить активы и запретить въезд в Британию всем причастным к гибели ее мужа. В их числе она назвала Николая Патрушева и Владимира Путина. С радикальным предложением выступил и президент Litvinenko Justice Foundation (Лондон) Алекс Гольдфарб. Он призвал британское правительство через Совет безопасности ООН вынудить Россию экстрадировать предполагаемых убийц, предоставить Лондону всю необходимую информацию и выплатить компенсации родственникам погибшего. По словам господина Гольдфарба, такая схема использовалась в отношении экс-главы Ливии Муаммара Каддафи, когда стало ясно, что за взрывом Boeing 747 в небе над шотландским Локерби могут стоять ливийские спецслужбы.
Иной позиции придерживаются в Форин-офисе. Как пишет The Guardian, на фоне и без того напряженных отношений между Москвой и Лондоном британское Министерство иностранных дел стремится избежать введения новых санкций в отношении России.
Вместе с тем источник “Ъ” в госструктурах РФ заверил: «Безусловно, “закрытие” британской стороной “дела Александра Литвиненко” подобным нецивилизованным и нелегитимным образом не останется без серьезных последствий для наших двусторонних отношений».
В Следственном комитете России (СКР), который расследует убийство Александра Литвиненко, а также покушение на убийство Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна, сегодня заявили, что «виновные» в Лондоне были назначены «изначально», и под это лишь «подогнали некие так называемые засекреченные факты». Проведенное в Британии «публичное расследование с закрытыми для общественности фактами, которыми можно манипулировать как угодно», в комитете назвали «абсурдным».
Как сообщили в СКР, «в любом уголовном процессе вина устанавливается комплексом доказательств, а когда одни улики учитываются, а другие намеренно исключаются и когда в публичное пространство вбрасываются только выгодные для какой-то стороны факты, а другие умалчиваются, это и называется манипулированием и подтасовкой доказательств для решения главной задачи – подгонки под заранее готовый ответ».
Учитывая, что разбирательство в Лондоне было изначально лишено состязательности, отметили в СКР, было принято решение о нецелесообразности участия представителей ведомства «в политически ангажированном процессе».
Собственный корреспондент “Ъ FM” в Лондоне Андрей Остальский: «Тони Брентон, бывший британский посол в Москве, был послом именно в то время, когда происходили эти события, его тоже широко сегодня цитируют. Он давал интервью BBC с утра и говорил о том, что не в британских интересах разрывать дипломатические отношения с Россией в данный момент, потому что есть зоны важного сотрудничества, прежде всего, в Сирии. Есть уже острая критика в адрес Тони Брентона за эти его слова: некоторые обозреватели считают, что Британия обязательно должна что-то предпринять, иначе и неправильный сигнал миру, и России будет послан. Будет, я думаю, продолжаться этот взрыв — это колоссальная сенсация, конечно, хоть и отчасти ожидаемая». Читайте подробнее