Познавая Новый Свет
Василий Миловидов о фильме «Бруклин»
В прокат выходит «Бруклин» — трижды номинированная на «Оскар» (в том числе и как лучший фильм), излишне приглаженная, но все же удачная экранизация исторического романа про молодую ирландку, которая отправляется в Америку за лучшей жизнью
50-е годы. Юная Элис живет с матерью и старшей сестрой в маленьком ирландском городке и мается от отсутствия каких-либо рабочих перспектив. Живущий в Бруклине священник и друг семейства подбивает ее совершить смелое путешествие в Америку, где вроде как проще с трудоустройством. На новом месте героиню поджидают работа продавщицы в универмаге, пугающе стремительный темп жизни и невыносимая тоска по дому. Вскоре Элис знакомится с молодым итальянским сантехником, начинает ходить на курсы бухгалтеров и в целом обустраивать свою новую жизнь. Но из дома, как водится, так просто не убежишь.
"Бруклин" — экранизация важного романа ирландца Колма Тойбина, умелого певца неприкаянности и тоски, чьи герои то и дело оказываются в новой географической точке, но сердцем остаются где-то еще. При этом писатель он довольно отстраненный — пускай чувственности в его книгах вдоволь, подают ее обычно холодной.
И режиссер Джон Краули со сценаристом Ником Хорнби не удерживаются от того, чтобы укутать фильм в теплое кинематографическое пальто.
По всем внешним признакам экранный "Бруклин" — дистиллированное ретро. Свет освещает здешние лица, комнаты и оседающую в них пыль так же, как и в десятках прочих фильмов про 50-е; скрипки взвивают меланхоличный пафос, как в каждой второй чуткой драме с очередного фестиваля британского кино. Что на бумаге сходило за вдумчивую драму, в фильме закономерно обретает сентиментальную приставку мело-. К ней же по привычке тянет историю и всегда склонный к этому Хорнби, который сглаживает романные углы и яркий слезливый оборот ставит выше какой-либо глубины. Но творческая манера сценариста не позволяет "Бруклину" и утонуть в чувствительности. За каждой слезой тут следует добродушная шутка — к примеру, неловкий в оригинале эпизод знакомства с итальянской семьей Хорнби превращает в умилительный комедийный скетч про малолетнего брата-националиста.
Фильм с первых минут выходит с поднятыми руками, показывая свои добрые намерения и нежелание доставить зрителю дискомфорт, но и, соответственно, нежелание заставить его испытать что-то помимо простейших чувств. Это читается и в больших добрых глазах Сирши Ронан (за роль Элис актриса номинирована на "Оскар"), которая как никогда уместно смотрится в долгом и тягостном плавании героини от девичества к зрелости. Эмоциональная линия ее персонажа, как и географически очерченная структура фильма, крайне просты и понятны — это сказка про туда и обратно, от тоски к счастью, повторенная дважды.
И все же, несмотря на классическую мелодраматическую подоплеку с двумя женихами и львиную долю экранного времени, отданную сердечным терзаниям, Хорнби умудрился не забыть, что на деле "Бруклин" — роман взросления. Мимолетный саспенс фильма развеивается, если понимать, что на деле он не про выбор героини между возлюбленными или континентами, а про волнующую силу самого движения вперед. Район Нью-Йорка из названия — простенькая, но в целом действенная метафора взрослой жизни, и чтобы это понять, даже не нужно смотреть фильм. Но в финале авторы решительно ставят ее над счастливым концом любовной истории, и даже такая маленькая победа, пожалуй, оправдывает то обстоятельство, что для зрителей это путешествие вышло излишне комфортабельным.
В прокате с 4 февраля