Нефтеотрасли назвали критическую цену
Президент ЛУКОЙЛа ожидает сокращения добычи нефти в России при цене ниже $24 за баррель
Многие нефтедобывающие проекты в России начнут останавливаться при цене на нефть ниже $24 за баррель, считает глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Он оценил сокращение инвестиций в мировую добычу нефти в 2015 году в $400 млрд, а в первом квартале этого года — $120 млрд. При этом президент ЛУКОЙЛа сохраняет оптимизм и ожидает, что в конце года цена на нефть установится на уровне $50 за баррель.
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов считает, что шоковый сценарий для российской нефтяной отрасли произойдет при ценах на сырье ниже $24 за баррель. По его словам, если цена будет держаться ниже этого предела, «очень много проектов, даже действующих, будет остановлено». В свою очередь, в конце декабря глава «Газпром нефти» Александр Дюков говорил, что добыча на традиционных месторождениях его компании будет рентабельна даже при цене $15 за баррель. Сейчас нефть Brent торгуется около $27,6 за баррель.
Но при этом господин Алекперов сохраняет оптимизм, полагая, что начиная с третьего квартала наметится тенденция роста нефтяных цен. «Ограничения инвестиций, которые произошли в 2015 году, в целом по глобальному энергетическому рынку это почти $400 млрд, на первый квартал (2016 года.— “Ъ”) уже почти $120 млрд, конечно, скажутся на объемах производства. И это, конечно, приведет к тому, что цена уже во втором полугодии будет иметь тренд к повышению»,— заявил он.
Президент ЛУКОЙЛа ожидает, что в конце года цены на сырье установятся на уровне $50 за баррель. При этом вчера в интервью РБК Вагит Алекперов первым из руководителей крупнейших нефтяных компаний РФ не исключил снижения инвестиций в 2016 году на $1,5 млрд. Если до этого ЛУКОЙЛ рассчитывал свою инвестпрограмму из цены в $50, то при нынешнем уровне цен на нефть компания вынуждена уменьшить будет свои вложения. Господин Алекперов призвал правительство и подрядчиков к «сдержанности»: «Сегодня надо пережить этот тяжелый момент, не проявлять где-то может опережающую суетливость, например, в части изменения налогов или желания заработать на каком-то краткосрочном моменте на поставках оборудования».
В последнее время ЛУКОЙЛ экономит на зарубежных проектах. За последний год он вышел из активов в ряде стран бывшего СССР (продал сети АЗС в Эстонии и на Украине), нефтяных активов в Казахстане (см. “Ъ” от 21 августа 2015 года), шельфового проекта в Сьерра-Леоне, а также продал «Роснефти» долю в блоке «Хунин-6» в Венесуэле. Кроме того, компания надеется полностью уйти из Кот-д`Ивуара, где у нее осталась доля в трех блоках, а также сократить инвестиции в иракский проект «Западная Курна-2». При этом ЛУКОЙЛ рассматривает возможность возвращения в Иран, где компания работала до санкций. Сегодня Вагит Алекперов не исключил также дальнейшего расширения деятельности компаний в Нигерии.
Слив в новую реальность
В 2015 году стало окончательно ясно, что пузырь на рынке нефти лопнул и нас ждет новая ценовая реальность. А если товар, и так с большим трудом вращавший шестеренки государственной машины, дешевеет втрое, последствия будут далеко не только экономическими. Для нефтегазовой отрасли это означает превращение из последней надежды и опоры страны в просто один из секторов экономики. Читайте подробнее