"Мостовик" не сдает железную дорогу
НПО продолжает судится за Кызыл—Курагино
Тувинская энергетическая промышленная корпорация Руслана Байсарова, планирующая вложить 217 млрд руб. в разработку Элегестского угольного месторождения в Туве и строительство железной дороги Кызыл--Курагино до Транссиба, судится с банкротящимся НПО "Мостовик". Последнее требует 895 млн руб. за проектные работы по дороге, ТЭПК хочет расторгнуть контракт.
Омское НПО "Мостовик", признанное банкротом в 2015 году и находящееся в стадии ликвидации, требует около 895 млн руб. от Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК) Руслана Байсарова за проделанные инженерные изыскания и разработку проектной документации, следует из картотеки дел ВАС. Иск "Мостовика" был принят к производству арбитражным судом Тувы 25 декабря прошлого года, рассмотрение дела назначено на 26 февраля. При этом ТЭПК сама 7 декабря подала в арбитраж Тувы на "Мостовик", требуя расторгнуть договор с подрядчиком, дело должно рассматриваться 27 января.
ТЭПК планирует реализовывать проект разработки крупного Элегестского угольного месторождения (запасы — свыше 1 млрд тонн коксующегося угля), строительства железной дороги Кызыл--Курагино (от Элегеста до Транссиба) и угольного порта в Ванино. Весь проект оценивается в 217 млрд руб., из которых 20% должна предоставить сама ТЭПК, остальное — госбанки и ФНБ. ВТБ готов кредитовать проект под госгарантии, но финального решения об их выделении и предоставлении средств из ФНБ нет.
У "Мостовика" уже был опыт судебных тяжб с Русланом Байсаровым, связанных с работами по Элегесту. В 2011 году основатель Русской медной компании (РМК) Игорь Алтушкин и господин Байсаров, бывший тогда совладельцем РМК, договорились о выкупе владевшей лицензией на Элегест Енисейской промышленной компании (ЕПК) у структур Сергея Пугачева. Руслан Байсаров даже возглавлял ЕПК с сентября 2011 по июль 2012 года, в этот период — в апреле 2012 года — компания и заключила договор на разработку проектной документации и строительство ветки Кызыл--Курагино с "Мостовиком". Но у акционеров РМК возникли разногласия, и ЕПК отошла господину Алтушкину.
Уже в декабре 2012 года у ЕПК по решению Роснедр была отозвана лицензия на месторождение, а господин Байсаров в ноябре 2012 года создал ТЭПК, которая в марте 2013 года ее получила. В 2012-2013 годах "Мостовик" и ЕПК спорили в арбитражных судах Москвы и Омской области: подрядчик требовал выплатить 841 млн руб. аванса и 41 млн руб. за построенный участок железной дороги, а ЕПК — признать договор недействительным. Менеджмент "Мостовика", по данным "Интерфакса", утверждал, что контракт заключался под личное поручительство Руслана Байсарова. Решения судов были противоречивы. Московский арбитраж счел, что договор заключался гендиректором ЕПК с нарушением закона об АО в части крупных сделок и должен быть признан недействительным. Но арбитраж Омской области решил, что договор заключался в ходе обычной хозяйственной деятельности ТЭПК и поэтому не подпадал под понятие крупной сделки.
Как выяснилось из судебных материалов, новый контракт с "Мостовиком" был заключен ТЭПК прямо в ее день создания — 22 ноября 2012 года. Связан ли спор компаний с банкротством "Мостовика" и какой объем работ был выполнен по нему, неясно. Конкурсный управляющий "Мостовика" Михаил Котов и представитель ТЭПК отказались от комментариев. Хотя банкротство "Мостовика" началось в 2015 году, первые торги его имуществом состоятся только сегодня (22 января), и до ликвидации компании далеко. Партнер адвокатского бюро "S&K Вертикаль" Михаил Ильин поясняет, что суд принимает решение о завершении конкурсного производства и окончании банкротства компании, когда уже ничего нельзя сделать — все активы распроданы, долги взысканы или уступлены, а деньги распределены между кредиторами. При этом юрист отмечает, что конкурсный управляющий может на торгах уступить право требования долга третьему лицу, даже если его просуживание уже начато.