Авторынок побил минимумы
Башкирия стала рекордсменом спада продаж в ПФО
Как выяснил „Ъ“, Башкирия в 2015 году продемонстрировала рекордное падение продаж автомобилей среди регионов Приволжского федерального округа. Они снизились на 48% при среднероссийском уровне падения — 36%. Наиболее ощутимо упал спрос на бренды массового сегмента. Рынок автомобилей премиум-класса тоже просел, но ситуация на нем была чуть лучше. Дилеры рассчитывают на сохранение спроса на автомобили по старым ценам, но не берутся говорить, как отразится на рынке стремительное обесценивание национальной валюты.
Авторынок Башкирии в истекшем году установил печальный рекорд последних лет: продажи новых легковых автомобилей в регионе, по данным аналитического агентства «Автостат», упали в среднем на 48,1%. В России, по оценке Ассоциации европейского бизнеса (AEБ), падение составило в среднем 36%. Напомним, что темпы снижения автопродаж в регионе опережали среднероссийские уже в прошлом году (15% против 8%), но этому предшествовал повышенный спрос 2013 года, когда вопреки общероссийскому падению рынка продажи башкирских дилеров выросли на 16,6%. В 2015 году в республике было продано 41,73 тыс. автомобилей против 80,45 тыс. годом раньше. Сопоставимые темпы падения, по данным «Автостата», наблюдались еще в Мордовии (на 46,8%) и Нижегородской области (на 46,7%).
Хуже всего ослабление рубля и снижение потребительского спроса отразилось на продаже брендов массового сегмента — они рухнули на 48,1%, автомобили премиум-класса —на 35,3%. Иномарки в целом продавались несколько хуже отечественного автопрома — спрос на них упал на 49,8%, до 30,4 тыс., на продукцию российских автозаводов — на 43,1%, до 11,3 тыс. Наиболее ощутимо просели продажи Chevrolet (на 63,8%), Skoda (60,8%) и Nissan (59,4%). Спрос на продукцию тольяттинского автозавода снизился на 43,8% — до 10,87 тыс. автомобилей против 19,35 тыс. в 2014 году.
Тенденцию к росту показали лишь отдельные марки. В премиальном сегменте, например, улучшил статистику продаж Porsche — 32 автомобиля (на 10,3% выше показателя 2014 года), Lexus реализовал 341 автомобиль, или на 10% больше показателя 2014 года. Новичок бюджетных брендов на российском рынке японский Datsun практически с нуля реализовал 1,55 тыс. автомобилей.
Годовой пик продаж, отмечают в «Автостате», пришелся на декабрь: автомобилисты разбирали в салонах Lada, Renault и Kia. Стоимость новых автомобилей за год увеличилась в среднем на 20-25%, отмечает агентство.
Рынок подержанных машин оказался более стрессоустойчивым: продажи на нем тоже резко упали, но почти вдвое меньше, чем на рынке новых автомобилей — на 23,1%, до 127 тыс. машин (против 165 тыс. в 2014 году). В абсолютных цифрах самой востребованной маркой на вторичном рынке в Башкирии осталась Lada, но она же показала и наибольшее падение спроса (до 55,3 тыс. проданных автомобилей против с 75,27 тыс. годом ранее, или на 26,5%).
По оценке представителя «Арт-моторса» (дилер Mercedes-Benz, Hyundai, Lada) Андрея Шмергельского, прошлогодние данные «Автостата» выглядят слишком «драматично»: падение по марке Mercedes было меньше 42%. «Спад есть, но товары премиального сегмента всегда менее подвержены влияниям рынка»,— отмечает господин Шмергельский, но соглашается, что этот год «будет очень сложным для всех».
Пока курс доллара не стабилизируется, трудно делать прогнозы о последствиях роста цен, отмечает директор «Автопремьер-М» (дилер Nissan) Ильдар Карачурин. Пока, по его словам, продажи идут стабильно, так как реализуется по старым ценам модельный ряд 2015 года.
Владелец ООО «Лексус ленд» (дилер Lexus) Александр Климов уверен, что в этом году прошлогодних продаж не будет: «Все ждут повышения цен».
«Падение рынка продолжится, так как причин для его роста нет,— резюмирует генеральный директор „Автостата“ Сергей Целиков.— Но падение уже не будет таким сильным, на уровне 10-15%, цены вырастут в среднем на 20%, но на некоторые бренды до 50%». По наблюдению эксперта, сохранить место под солнцем смогут дилеры, которые удержат цены: «Они фиксируют убытки, но сохраняют позиции на рынке». «Получше на фоне остальных чувствуют себя Hyundai, Kia, Toyota, Lada, среди премиальных брендов Mercedes, BMW, Audi. Кризис главным образом бьет по среднему классу. „Китайцы“, „американцы“ и другая экзотика провалятся — все, у кого нет российского производства и нет за счет чего удерживать цены»,— продолжает эксперт. Он полагает, что ряд автопроизводителей может пойти по пути Honda и поставлять в Россию автомобили исключительно по предоплате, что грозит существенным сокращением дилерской сети.