Общественная палата занялась ИГИЛ и его вербовщиками
В ее структуре появился совет по противодействию терроризму
В Общественной палате РФ создан координационный совет (КС) по противодействию терроризму. Глава совета Сергей Орджоникидзе его задачами объявил консолидацию гражданского общества и государства в этом вопросе, содействие правоохранительным органам в борьбе против «Исламского государства», в том числе против вербовщиков ИГИЛ. Эксперты считают идею ОП малопродуктивной, поскольку противодействовать ИГИЛ надо не школьными уроками, а «конкретной идеологией».
Основные направления деятельности КС выработаны на его первом заседании. В первую очередь, по словам Сергея Орджоникидзе, это содействие правоохранительным органам и спецслужбам в борьбе против запрещенного в РФ ИГИЛ, в том числе с его вербовщиками. «Гражданский долг каждого россиянина — помогать спецслужбам в борьбе с терроризмом, выявлять бандитов,— отметил господин Орджоникидзе.— Я не призываю к поголовному стукачеству, но нужен единый орган, который помогал бы спецслужбам». КС обратился к исполнительной и представительной власти, экспертам, юристам, духовенству с предложением о сотрудничестве: «Власть и гражданское общество должны выступать единым фронтом. Роль общества в данном случае берет на себя ОП».
По данным господина Орджоникидзе, «катастрофически растет количество вербовщиков ИГИЛ, в том числе в среде мусульманского духовенства, в ряде регионов ситуация критична». К критичным регионам он отнес Татарстан и республики Северного Кавказа, подчеркнув, что «террористическая литература печатается в Москве». По словам специалиста по вопросам экстремальной психологии Ростислава Прокопишина, посчитать вербовщиков в стране «невозможно, потому что они действуют через интернет-проекты, а там могут быть роботы или случайные люди, нанятые на пару дней». По его словам, они активно работают в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Татарии, Башкирии, Якутии, Архангельской, Сахалинской областях, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.
По словам господина Орджоникидзе, совет намерен противостоять «целенаправленной пропаганде ИГИЛ через медиапространство» через взаимодействие «с соотечественниками и дружественными НКО за рубежом», а также работой с духовенством. Как пояснил член совета Альбир Крганов, в некоторых регионах, в частности в Чувашии объявлен «день открытых дверей»: в мечетях и во время встреч с верующими, особенно молодежью (среди приверженцев ИГИЛ почти 80% молодежь от 18 до 25 лет) муфтии расскажут о терроризме, опасности вербовки и противоречиях традиционного и нетрадиционного ислама. ОП собирается готовить для муфтиев «методички». Его поддержал член КС Султан Рамзаев, по мнению которого, «необходима грамотная работа с детьми, с семьями, в которых дети присоединились к ИГИЛ». Он уверен, что «нужны социальные лифты» в республиках Северного Кавказа, потому что вербовщики привлекают молодежь обещаниями учебы, карьерного роста, благосостояния. Член КС Елена Сутормина считает, что «надо ввести в старших классах школы специальный предмет об угрозе терроризма и вербовщиков ИГИЛ»: «Я обращалась с этим предложением в Минобрнауки, но получила отписку».
По мнению старшего научного сотрудника РАНХиГС Константина Казенина, «те молодые люди, которые находятся в группе риска, не воспримут пропагандистскую риторику»: «Штампами их не убедишь. Что касается общества в целом, то оно и так консолидировано против терроризма». Ростислав Прокопишин, в свою очередь, считает вступление ОП в борьбу с терроризмом «ритуальным танцем на граблях»: «Надо было создать центр единения государства и народа в борьбе с терроризмом, палата его и создала». Он считает, что «ИГИЛ — это раскрученный идеологический и информационный бренд, построенный на знании психологии, хорошем маркетинге и идее религиозной справедливости». Противопоставить ему нужно «конкретную идеологию, которая поможет россиянам с гордостью идентифицировать себя как гражданина России», грамотную контрпропаганду и хорошую информационную политику.