Слухи о клевете не соответствуют действительности
Верховный суд доложил СПЧ о превосходстве оправдательных приговоров
Дела о клевете — единственные, по которым российские суды выносят оправдательные приговоры во много раз чаще, чем обвинительные. Такие сведения предоставил Верховный суд президентскому Совету по правам человека (СПЧ). В связи с этим правозащитники уверены, что статье о клевете не место в Уголовном кодексе (УК).
Верховный суд (ВС) предоставил в СПЧ исчерпывающую информацию обо всех уголовных процессах за 2013–2015 годы, в которых рассматривались дела по двум статьям УК: 128.1 (клевета) и 298.1 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава). На судей, присяжных и на правоохранителей россияне почти не клевещут. В 2013 году наказаны за это были лишь два человека, в 2014 году — cтолько же, в первом полугодии 2015 года — три.
Но обвинительные приговоры за наветы на менее статусных граждан шли по нарастающей с тех пор, как в 2012 году клевета вновь стала уголовно наказуемым деянием. В 2013 году российские суды по статье 128.1 признали виновными 107 граждан, в 2014 году — 138 граждан, за первые шесть месяцев 2015 года — 49 человек.
Но при этом нарастали и объемы оправдательных приговоров. В 2013 году судьи оправдали 520 человек, через год — 663, в первом полугодии 2015 года — 259 граждан.
Не менее показательная статистика уголовных дел, которые были прекращены «за отсутствием состава, события преступления, непричастностью к совершению преступления». В 2013 году от подозрений в клеветничестве избавились 501 человек, год спустя — 473, за шесть месяцев прошлого года — 302.
Статистику уголовных дел президентский СПЧ запрашивал в связи с тем, что в 2012 году клевета был вновь признана преступлением. И депутаты Госдумы возродили соответствующую статью в УК, хотя лишь в 2011 году по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева сами же декриминализовали ее, предусмотрев наказание за клевету в Кодексе об административных правонарушениях.
Правозащитники опасались, что возрожденная статья УК будет применяться прежде всего против журналистов, в связи с чем и направили свой запрос в ВС. «Ни по одному из рассмотренных судами в течение 2013–2014 гг. и первого полугодия 2015 года уголовных дел журналисты и другие представители СМИ к уголовной ответственности за данные преступления не привлекались», сообщается в официальном ответе, подписанном зампредом ВС Владимиром Даниловым.
Но количество оправдательных приговоров и количество прекращенных дел, многократно превышающие число обвинительных вердиктов, лишь подтверждает, что эта статья Уголовного кодекса «подлежит декриминализации», заявила “Ъ” глава постоянной комиссии СПЧ по свободе информации и правам журналиста Елена Масюк. По ее словам, президентский совет этого и намерен добиваться.