Правила игры
финансовых регуляторов раскрывает независимый эксперт Дмитрий Тратас
Фондовые рынки напуганы. А с ними и монетарные власти. В начале года страсти накалялись вокруг возможного замедления китайской экономики, теперь к ним добавилось падение цены на нефть. Казалось бы, что в этом плохого? Особенно для экономики тех стран, которые не экспортируют нефть. Ведь с падением цены на энергоносители падают транспортные издержки, а прибыль компаний растет. Но дело в том, что инфляция в большинстве экономически развитых стран находится на крайне низких уровнях. Поэтому у регуляторов есть опасения, что падающая нефть может превратить низкую инфляцию в дефляцию. А как бороться с дефляцией, никто не знает. Остается только печатать деньги. Хотя и это не всегда помогает.
И, с точки зрения новой угрозы экономике, было очень важно, как на нее реагируют монетарные власти. Народный банк Китая "традиционно" впрыснул в финансовую систему 150 млрд юаней. А потом еще 400 млрд юаней, что было рекордной величиной однократной инъекции за последние три года. Банк Японии понизил прогноз по инфляции. Глава Банка Англии Марк Карни лишь раздраженно бросил на пресс-конференции: "Сейчас не время повышать ставки", чем, похоже, отправил английский фунт в затяжное падение. Ведь до последнего времени считалось, что Британия первой в Европе начнет цикл повышения ставок.
А вчера наступила очередь главы ЕЦБ Марио Драги, так как в этот день состоялось заседание совета директоров банка по ставке. И он сделал все возможное, чтобы успокоить трейдеров. Изменений монетарной политики не последовало, да их никто и не ожидал. Во-первых, программа количественного смягчения уже была расширена в декабре, а "мода", царящая сегодня среди центробанков, рекомендует "не частить" без надобности. Во-вторых, господин Драги не был бы собой, если бы мгновенно отреагировал на события. Но в своих заявлениях он пошел так далеко, как только было можно. Похвалив дешевеющую нефть за то, что доходы домохозяйств и компаний теперь вырастут, он одновременно посетовал на риски замедления экономики, которые серьезно выросли с начала года.
И самое главное, руководитель ЕЦБ отметил, что банк теперь должен пересмотреть параметры монетарной политики, и это будет сделано, скорее всего, на ближайшем заседании, которое состоится в марте. Это, а также постоянные кивки в адрес процентных ставок, которые "могут быть и ниже", замечания о "снижении инфляционных ожиданий" плюс многочисленные повторы на разный лад фраз о рисках сделали свое дело. Участники рынка успокоились, насколько это возможно в сегодняшней ситуации, и каждый пошел своей дорогой. Марио Драги — за кулисы, трейдеры — на торговые площадки, а курс евро, руководствуясь "голубиной" позицией ЕЦБ, строго вниз. Вот только экономика, похоже, так никуда и не пошла.