«Пригрозили "пятой колонне"»
Жители Чечни поддержали Рамзана Кадырова на митинге
В Грозном прошел митинг в поддержку президента России и главы Чечни. Ранее сообщалось, что участники акции заполнили центральную площадь города. Как утверждает «Грозный ТВ», в митинге приняли участие около 1 млн человек. Акция проходила под лозунгами «Мы — за Владимира Путина!», «Мы — за Рамзана Кадырова!», «Не быть пятой колонне», «Навальный выбрал путь провальный», «Страну распять мечтает либерал». Присутствовавший на митинге корреспондент ИД «Коммерсантъ» Григорий Туманов рассказал подробности ведущей радио новостей Светлане Токаревой.
— Вы присутствовали на митинге, звучали достаточно громкие лозунги, настроения у митингующих были такими же?
— Местами — да. Те, с кем я говорил, абстрактно рассуждали о тех, кто хочет развалить Россию, но они против этого, сообщали они мне. Но надо сказать, по-моему, они даже не называли Яшиных и Навальных, потому что некоторые из них вообще о них вчера прочитали в интернете. Тем не менее, наверное, любой россиянин скажет, что он против развала страны, так что не сказал бы, что были какие-то очень агрессивные настроения в толпе по этому поводу. И если сравнивать с прошлогодним митингом, то, конечно, его масштабность совершенно не та, как когда Чечня выходила в защиту пророка Мухаммеда. И я бы не сказал, что есть миллион, к слову.
— Вызывает вопросы именно численность присутствующих на митинге, откуда взялось столько народу, если население Грозного составляет всего 283 тыс. человек, откуда миллион?
— Мне кажется, что миллион — это все-таки очень завышенная цифра, по моим оценкам, там было куда меньше. Хорошо, приезжали тысяч 100 представителей соседних республик, такими небольшими делегациями, совсем небольшими колоннами с национальными флагами. И я так понимаю, было очень много представителей каких-то бюджетных чеченских учреждений, приезжали люди из сел, все это было организовано в том числе с автобусами и так далее. Представители госучреждений тоже массово ходили, но, тем не менее, это все равно не дало миллиона.
Даже если сравнивать с прошлым годом, я помню, что в восемь утра, когда шли только приготовления к митингу за пророка, все улицы были практически заполнены людьми, во всяком случае на подступах к главной мечети города и республики Сердце Чечни. А сегодня такого не наблюдалось, то есть прямо организованно и массово народ стал появляться на площади часам к девяти, наверное, и, к слову, также организованно, массово и очень быстро покинул площадь. Как только стало ясно, что мероприятие заканчивается, просто в одночасье она опустела.
— Местные телеканалы назвали акцию общероссийской. Можно употребить такой эпитет, исходя из числа присутствующих?
— Общероссийской акцию сложно назвать. Если говорить о составе участников, которые выступали со сцены, да, там было несколько депутатов Госдумы преимущественно от Чеченской республики, там был Александр Хирург Залдостанов из «Ночных волков», с которым очень дружен лидер чеченского народа Рамзан Кадыров, но общероссийской я бы ее все-таки не назвал.
— Кто выступал на митинге, какие звучали заявления, и присутствовал ли сам Рамзан Кадыров?
— Нет, сам он не присутствовал, из наиболее значимых в Чечне чиновников присутствовал председатель чеченского парламента Магомед Даудов, там присутствовали депутаты Госдумы от этой же республики, двое, собственно. Самого Кадырова ждали, такой слух ходил, но он довольно быстро рассосался, потому что это можно было понять даже по тем мерам безопасности, которые были предприняты.
— Выступления были, заявления какие-то прозвучали в итоге?
— Да, выступления были, они в сложности сводились к тому, что оппозиция желает развала России, что в разгар экономического кризиса не время критиковать власть и все в таком духе. Некоторые были достаточно агрессивными, в частности «мы достанем даже тех, кто находится за рубежом». Если сопоставлять факты, те лозунги, которые были на плакатах, и эти слова, то можно было предположить, что речь идет, безусловно, о Ходорковском, который находится за пределами России.
— В целом с поставленными задачами митингующие справились?
— Пригрозили «пятой колонне».