Грозный занял оппозиционную оборону
В столице Чечни прошел митинг протеста против "пятой колонны"
В Грозном вчера прошел митинг в поддержку главы Чечни Рамзана Кадырова, ставший итогом его заочного спора с представителями оппозиции. Фактически мероприятие, на котором МВД Чечни насчитало порядка миллиона участников, было одновременно посвящено и самому господину Кадырову, и его оппонентам: Илье Яшину, Алексею Навальному и другим оппозиционерам. Их имена впервые звучали из уст высокопоставленных чиновников, выступавших на митинге, столь часто. За тем, как Чечня боролась с "пятой колонной", наблюдал корреспондент "Ъ" ГРИГОРИЙ ТУМАНОВ.
Поводом для грозненского митинга стали конфликты в социальных сетях. Сначала господин Кадыров написал о своем негативном отношении к внесистемной оппозиции в инстаграме, ее представители в ответ запустили в соцсетях флешмоб, который в Чечне сочли оскорбительным. Представители правительства Чечни не остались в стороне и в своих заявлениях начали поименно называть "врагов России", которыми, по их мнению, являются оппозиционеры Илья Яшин, Алексей Навальный, Дмитрий Гудков и другие. Все это и продолжилось в центре чеченской столицы.
В восемь утра мимо грозненского Дома печати, крякая спецсигналами, пронесся черный кортеж из джипов и полицейских "Тигров". Он спешил в сторону главной мечети республики "Сердце Чечни". В Доме печати в это время сотрудники спешно паковали транспаранты и бежали в холл. Они тоже спешили к "Сердцу Чечни". Похожий ажиотаж наблюдался и среди сотрудников остальных бюджетных учреждений. Даже владельцы безымянной шашлычной на улице Розы Люксембург терялись в попытках ответить на вопрос, будут ли они утром в пятницу на работе или у "Сердца Чечни".
Официально заявку на митинг подали представители чеченских профсоюзов, указав, что ожидают увидеть на площади не менее 700 тыс. человек, но ранее в СМИ сообщалось, что министерство национальной политики Чечни даже выпустило прямую директиву: сколько сотрудников и под какими лозунгами должно привести в центр Грозного каждое госучреждение. В попавших в прессу документах подробно перечислялись лозунги, которые должны были звучать на митинге: "Навальный — Америке дружок, а России — вражок", "Рамзан Кадыров — патриот России", "Вам нужны великие потрясения — нам нужна великая Россия", "Ходорковские, Навальные, Гудковы хотят Россию заковать в оковы". Их действительно можно было увидеть на площади перед главной мечетью города.
С разных его концов около девяти утра к ней стали стекаться жители города и окрестных сел. Колонна, в голове которой виднелась растяжка "Чеченводоканал", несла портреты Рамзана Кадырова, а также плакаты, гласящие, что "если Навальный вышел в поле, то Россию ждет лишь горе". Следом шли мужчины в одинаковых пуховиках с символикой чеченского филиала РЖД и тоже с портретами господина Кадырова. Над папахами и бейсболками мужчин и белыми платками женщин виднелись и портреты президента России Владимира Путина. Участники молодежного патриотического клуба "Ахмат" в красных куртках скандировали "Аллах акбар!" и размахивали флагами России и Чечни. "Я, честно говоря, не обладаю информацией об этих людях, я только вчера прочитал их фамилии,— говорил "Ъ" один из молодых людей в форменной куртке,— но ясно, что Яшины, Навальные и другие люди такого рода не хотят сильную Россию, а хотят ее развалить. Мы здесь, чтобы поддержать нашего лидера Рамзана Кадырова, потому что не хотим войны".
Толпа расступалась, пропуская к сцене серый пикап с портретом главы Чечни в кузове, приехавший со стороны здания судебного департамента Верховного суда республики. Там на время был оборудован оперативный штаб МВД Чечни. Из его окон полицейские чины внимательно наблюдали, как у сцены выстраиваются тысячи людей с одинаковыми плакатами. На крыше в песочном камуфляже дежурили молчаливые снайперы в темных очках.
В это время со сцены уже звучали первые речи. Ведущим митинга был избран глава минпечати республики Джамбулат Умаров, который объявлял выступающих. Их состав в этот раз был гораздо более разнообразным, чем в прошлом году. На сцену поднялся депутат Госдумы Магомед Селимханов, который заявил, что страшнее предательства родины ничего нет, а господа Навальный, Яшин и другие оппозиционеры занимаются именно этим. "Пусть все недоброжелатели России и Рамзана Кадырова знают, что их достанут даже за рубежом!" — грозил депутат. "Предателям смерть",— согласился господин Умаров. На сцену поднимался и председатель парламента Чечни и главный соратник главы республики Магомед Даудов, который также поименно перечислил всех тех, кто желает распада России. Пожалуй, редко можно было услышать, чтобы чиновники такого уровня так часто называли имена представителей внесистемной оппозиции. Следом за господином Даудовым на сцену вышел и лидер байкерского объединения "Ночные волки" Александр Хирург Залдостанов, который сообщил, что преклоняется перед своим другом Рамзаном Кадыровым "за его прямоту и честность".
В это время молодежь в толпе по очереди фотографировалась с транспарантами, скандировала "Кадыров, Россия!" или просто бродила туда-сюда. Люди постарше терпеливо продолжали держать плакаты и внимательно слушали выступающих. "Никто нас сюда не сгонял! Мы здесь потому, что это все не оппозиция, это люди, желающие распада России, а в условиях экономического кризиса критика правительства неуместна",— хорошо поставленным голосом объясняла "Ъ" представительница профсоюза работников образования. "Пусть сначала экономику наладят, а потом политикой занимаются",— добавила ее подруга, не уточнив, впрочем, на кого именно возлагает такую миссию.
Примерно за полчаса до полуденной молитвы речи смолкли, а площадь начала пустеть. Хотя МВД Чечни официально насчитало на ней миллион человек — фактически все население республики, при невооруженном взгляде эта цифра казалась несколько преувеличенной. Миллион или нет, а стоило митингу завершиться, как площадь опустела практически за 15 минут. Многие оставляли свои транспаранты у фонарных столбов, втыкали в клумбы. "Яшин, go home",— сообщал торчавший из газона плакат. Однако, как только корреспонденты пытались фотографировать плакаты с упоминанием господина Кадырова, к ним подбегали полицейские и уносили транспаранты с собой.
Над пустеющей площадью разносился полуденный азан (призыв к молитве), а по сверхпопулярному в Чечне мессенджеру WhatsApp — резолюция митинга: "Если мы сегодня не изолируем внесистемную оппозицию, то завтра это может вызвать настоящий социальный взрыв! Пора принимать действенные и эффективные меры".