Разница в отношении

У вас бывали в жизни случаи, когда менеджер компании, продавец магазина, сотрудник отеля проявил к вам участие, помог в трудной ситуации, поступил не «строго по уставу», а по-человечески, и воспоминание об этом поступке поддерживает в вас веру в людей? А между прочим, такой подход сейчас не является исключением из правила. Наоборот, он становится правилом — современным правилом ведения бизнеса. И называется «разницей в отношении». Мы спросили людей, которые занимаются бизнесом, случалось ли им сталкиваться с подобным отношением к себе, и как часто они сами поступали так со своими клиентами. Они рассказали нам свои истории, которыми мы хотим поделиться с вами в совместном проекте «Ъ» и АО «Райффайзенбанк».

Константин Михайлов, DJ радио «MAXIMUM» и сооснователь школы радио, диджеинга и звукозаписи Umaker:

«Мой программый директор месяц ждал, когда ко мне вернется голос»

Человеческое отношение можно проявлять не только «наружу» — по отношению к клиентам, но и «внутрь» компании — по отношению к своим сотрудникам. Я в жизни столкнулся с подобным отношением, практически не сходя с рабочего места.

В середине 90-х мы с Олей Максимовой сделали на радио «Максимум» первое в России утреннее шоу "Взлетная полоса". И в нем была знаменитая рубрика «Жаворонки на проводе», в которой мы первыми начали разыгрывать людей по телефону. Надо сказать, что подготовить такое шоу — дело очень трудоемкое. Пять-шесть часов ежедневного труда требовалось для того, чтобы сделать качественный розыгрыш, над которым утром следующего дня посмеются наши слушатели. И еще одна оборотная сторона была у этого шоу: начиналось оно в 6 часов утра. И просыпался я, соответственно, в 4.30 утра, а в 5.15 меня уже ждала под окном машина.

Вдруг в какой-то момент я начал стабильно просыпаться в 4 утра — от дикого кашля. Я начал сипеть, хрипеть и кашлять так, что стекла в окнах дребезжали, а через неделю голос пропал совсем. Мне тогда поставили диагноз ларингит. Не знаю теперь, насколько он был точным. За две недели до этого события я купил на рынке — а тогда все по большей части продавалось на рынках — китайское пуховое одеяло и подушку. Позже выяснилось, что у меня аллергия на пух и перо и, поспав какое-то время на аллергене, я потерял дар речи.

Немой радиодиджей — это катастрофа! Если бы я работал, допустим, на телеке, я бы еще как-то мог выйти из положения: мог молча что-то показывать, разводить руками, смешно падать, наконец. А на радио: нет голоса — нет человека. Вот тут-то мой учитель и программный директор радио «Максимум» Михаил Козырев и проявил по отношению ко мне ту самую «разницу в отношении» — то есть попросту меня не уволил, а ждал, когда голос снова ко мне вернется. А ждать, надо сказать, пришлось целый месяц. И в течение этого месяца я был безмолвным помощником Оли Максимовой: референтом, редактором, креативным директором, короче, кем угодно, только не диджеем… До сих пор с благодарностью вспоминаю эту историю.

Кстати, сам факт создания нашей школы Umaker – это тоже в чем-то «разница в отношении». У нас нет недостатка в учебных заведениях, где учат радиожурналистике и актерскому мастерству, но радиодиджей и радиоведущий — это отдельное ремесло. И тем, кто приходит на радиостанцию, нужно учиться элементарным вещам: как пользоваться микрофоном и студийным радиопультом, как вести эфир, как реагировать на форс-мажорные ситуации в эфире. Научить этому могут только сами диджеи. А нас не так много – всего около 5 000 по всей стране. Поэтому мы и создали нашу школу. Она помогает не только обрести навыки радиодиджея, но и дает больше шансов устроиться на работу. Каждому из окончивших курс и успешно сдавших экзамен я даю рекомендательное письмо.

Человеческий, индивидуальный подход к студентам — это еще и умение войти в положение. У нас есть педагог по актерскому мастерству — очень строгий человек. Его занятия начинаются в 20.00. А уже в 20.01 он закрывает класс и никого не пускает. Поскольку урок актерского мастерства — это очень сложный процесс, который длится три часа, и все эти три часа простроены драматургически от первой минуты до последней, здесь соблюдается строжайшая дисциплина. И вот недавно одна из моих студенток сказала: «Константин Александрович, у нас актерское мастерство в среду. А я обязательно опоздаю на 15 минут. Есть ли смысл мне вообще приходить на занятие? Можно ли договориться, чтобы меня пустили?»

Я обещал лично позвонить и договориться. Преподаватель ответил: «Константин Александрович, только потому, что вы меня лично просите, я перенесу занятие — начну его на 15 минут позже». Мне осталось только сообщить эту радостную новость студентке.

Вся лента